Шахматы — спорт, игра, искусство или познание жизни?

 Часто мы задаем вопрос: «Какое у Вас, у него, у нее образование?». Отвечая, называем институт, консерваторию или другое учебное заведение. Никогда не приходилось слышать следующего вопроса: «Ну и как, насколько Вам удалось образовать себя в стенах этого заведения?». Одного названия всегда достаточно. Какой смысл мы вкладываем в образование? Может ли сумма знаний в рамках одной или нескольких наук быть характеристикой Личности? Что говорит она о личностном потенциале и позиции Личности? Что есть педагогическое образование? Знание предмета, технологий, умение подготовить детей к сдаче Госстандарта или оформлять педагогический процесс на бумаге? На кого рассчитан Госстандарт?

Почему наши учителя, «сея разумное, доброе, вечное», не выглядят счастливыми? Почему у наших детей так часты круги под глазами и обилие медицинских справок об освобождении от физкультуры, труда и т.д.? Почему наши дети мечтают стать крупье, проститутками, рэкетирами, киллерами? Какова миссия учителя в столь трудное время?

Эти и другие вопросы не дают мне покоя. Увы, очевидно, что просвещение в России не является приоритетным институтом. Зарплата учителя — тому печальное доказательство. Но школы, слава богу, живут, хотя число детских садов сократилось. Падает рождаемость, детей в школы приходит все меньше и меньше.

Однажды на улице я наблюдала годовалого малыша и увидела, как он за 5 минут продемонстрировал весь эволюционный цикл человека. Если считать, что образование — самостроительство, то алгоритм эволюции, и это отчетливо показал ребенок, предполагает следующие необходимые условия:

1) наличие пространства, в котором он передвигается самостоятельно;

2) встречает препятствие — мотив к созиданию, преодолению, к шагу в неизведанное, путь к восхождению (взрослые, безусловно, ответственны за безопасность данного пространства);

3) варианты возможностей и самостоятельная постановка задачи, выбор способа преодоления препятствия;

4) самостоятельная реализация поставленной задачи. Успешный результат — это радость, самая естественная, самая настоящая. Называйте это как хотите: «радость победы», «радость свершения», «я смог» и т.д. Не много ли самостоятельности? Нет, в самый раз!

Дети — это нераскрывшиеся бутоны неповторимых, непохожих друг на друга цветов. Какой может быть стандарт? «Это принципиальная новизна в природе», как сказал Н. Бердяев. Время и степень раскрытия зависит от того, чем питался каждый бутон, в какой почве он рос, достаточно ли получал из среды для того, чтобы благополучно явить миру свою красоту и аромат?

На деле же, взрослые не задумываясь часто решают за ребенка всё и вся, вплоть до выбора профессии. До 5 лет у ребенка формируется творческое «эволюционное плато»; после пяти, в зависимости от условий, оно наполняется, захламляется либо остается невостребованным или неосознанным.

Привыкая выполнять чужую волю, получая за это иногда поощрения, дети научаются прежде всего лавировать, угождать взрослым, ждущим от ребенка всегда чего-то должного. Более того, за проявленную инициативу могут еще и «схлопотать», ведь «инициатива наказуема» (по лексикону взрослых).

В школе опека еще усиливается. К родителям прибавляются учителя, и ребенок подчас достигает большого искусства, вплоть до совершенства — не быть собой. Но природу обмануть нельзя: не выполнишь миссию своего предназначения, не найдешь своего пути — получишь внешнее благополучие, но запутаешься, потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Я называю уход от себя «эффектом сжатой пружины». Процесс вынужденного распрямления сжатой пружины стихийный, а последствия непредсказуемы. Наблюдая детей, «выпущенных из клетки», поражаешься, как быстро срабатывает этот эффект.

Совсем другая картина, когда ребенок остается один, без помех со стороны взрослых. Чем он занимается до трех лет, когда один? Развивает себя и познает мир взрослых через поставленные им самим задачи. Такова сущность ребенка, его творческая сила. Никогда из того, что делают взрослые, он не умеет и НЕ ХОЧЕТ; он будет этому учиться позже, а пока он свободен и лишен всяких амбиций и страхов ВИТРИННОСТИ, не испорчен еще ленью, не думает без естественной потребности ни о пище, ни о сне. Ребенок, не останавливающийся ни на минуту в поиске нового и тот час же теряющий интерес к познанному объекту и явлению. Лучшая награда в открытиях — радость, в неудачах — опыт. И то и другое равно необходимы ребенку. Когда и где дети теряют любознательность, инициативу, жажду быть самостоятельными — «Я сам»? Там, где отсутствует пространство самоопределения и самореализации.

На мой взгляд, дополнительное образование, обогащенное художественной деятельностью и искусством, способно ставить перед собой цель создания альтернативного традиционной школе и традиционному обучению свободного пространства. Но в одночасье стать на новые рельсы невозможно. Наполнение общеобразовательных школ предметами художественно-эстетического цикла благодатно и эффективно, но не решает такие важные проблемы, как развитие самостоятельности не в функциональном проявлении и в учебной деятельности, а в плане сообразности своей природе, своей внутренней генетической программе и личностной устремленности.

Путь эволюции и развития невозможен в искаженном пространстве с чужими, а значит, с ложными целями и ценностями, затмевающими разум, гасящими стремление к познанию себя в мире и мира в себе.

Как создать такое пространство, в котором будут организованы условия для смыслодеятельности каждого?

Начав 9 лет назад вести уроки шахмат в начальных классах как развивающие, я скоро поняла, что шахматы как наука и спорт, как предмет активной умственной деятельности не интересен и не по силам большинству детей. Исключением был отобранный математический класс. Обозначилась проблема: как вызвать интерес у абсолютного большинства детей к этой удивительной игре? Пробовала много, пока не поняла, что проблема решается в большей степени через взаимодействие «сердцем», через радость детей малейшему успеху, через мое личное участие и интерес к самым разным сторонам жизни ребенка, особенно когда ребенок ждет поддержки, ласки. Подобное участие приносило удивительные результаты: снималась неуверенность детей, боязнь неправильного ответа, страх ошибиться. Радость же от результативного взаимодействия детей друг с другом всегда благодатна.

Вопросы: Технология, творчество или духовность? Что в педагогике более эффективно? Какую роль занимает учебный предмет в образовании человека? Как соединить вопросы этики, философии, мировоззрения, духовности с педагогическими вопросами дифференциации, создания условий для самоопределения и самореализации?

Постановка перед собой этих вопросов побудила меня к пересмотру процесса обучения игре в шахматы и к созданию такой концепции, а затем и педагогической технологии, которая бы решала все эти вопросы целостно.

Можно ли прожить, не умея плавать? Можно, но не нужно. Обязательно ли плавать спортивным стилем, прыгать с 5-метровой вышки? Вовсе нет. Достаточно ли плавать «по-собачьи»? Нет, конечно нет! А вот плавать свободно, с удовольствием, без страха, ориентируясь в воде в экстремальных условиях, уметь расслабляться на воде и плыть долго-долго — это никому не помешает. Плаванье — гимнастика и массаж для тела, лучшее средство от сколиоза.

Можно ли прожить без умения играть в шахматы? Можно. Нужны ли шахматы как спорт всем? Вовсе нет. А вот как средство досуга, как культура общения, как гимнастика для ума — это не помешает никому.

Шахматы — игра древняя и всегда современная. Шахматы называют мировым языком, так как общение в игре доступно представителям любой национальности без знания общего языка и на любом расстоянии.

  • В шахматы можно играть везде и в любое время года и не надо дорогостоящих сооружений.
  • В шахматы можно играть в течение всей жизни представителям любого пола.
  • В шахматы можно играть по переписке, по телефону, в мировом информационном пространстве ИНТЕРНЕТ.
  • Шахматы — это игра и искусство, творчество и рефлексия.

В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Алгоритм шахматной игры аналогичен алгоритму жизни. Шахматы — это и игра, и искусство (замысел, проект, отбор средств, построение коммуникации, результат), спорт и познание жизни.

Детская игра — чаще всего проекция на взрослую жизнь. В шахматной игре правила благородны, справедливы, нравственны. «Это поединок, не оставляющий разрушений» (А. Навои). Поэтому нельзя рассматривать шахматы только как развивающую умственную деятельность, важнее увидеть здесь духовную сферу. Бердяев Н.: «В русском мышлении нравственный момент преобладает над интеллектуальным».

Шахматы как целостная система могут служить аналогом других систем: жизни человека, отдельного отрезка его деятельности и т.д. Партия — это промежуток времени. Доска — пространство, территория. Знания — инструменты. Правила — законы и условия. Шахматные фигуры — разные возможности людей. Все взаимосвязано и все взаимозависимо. Главная организующая сила — Творец, Демиург, Игрок. Противная сторона, равная во всем, необходима для соотношения Меры, Гармонизации. Она же — постоянно преодолеваемая сила, препятствие как звено эволюции. Цель у обеих сторон — победа, которая возможна при наличии знаний, видения, оценки ситуации, определения способа на основе осознания синтеза позиционных данных и вычленения наиболее рационального варианта. Точно такую же операцию необ

ходимо проделать со стороной противника (УПД), и наконец самый важный момент — анализировать результат (рефлексивная практика), уметь оценить его и объяснить и определить дальнейший поиск.

В школе шахматная игра — не самоцель, это средство для построения пространства взаимоотношений «учитель — ученик», «субъект — субъект», когда каждый познает себя, окружающий мир, психологию партнера, учится конструктивно мыслить и предлагать решения. Моя задача — помочь детям обрести смысл и умение выбирать знания, осваивать и применять их на практике, анализировать полученные результаты. Шахматы — это естественная рефлексия.

Дети должны испытать удовольствие от мыслительной деятельности, равно как физическое удовольствие от плаванья.

Моя программа состоит из 3 этапов (с 1-го по 3-й класс):

 

I. Учусь играть. Ставится цель на весь год: учимся играть в шахматы, отправляемся в удивительное королевство шахмат. Важно с самого начала научить детей слушать и слышать, четко задавать вопросы и отвечать на них. Знания добываются путем исследования, путем проб и ошибок, при необходимости учимся передавать их другим. Осваиваем понятия «аргумент», «факт», «предположение», «гипотеза», «оппонент и оппозиция», выявляем причинно-следственные связи. Работа в микрогруппах, дискуссии.

 

II. Умею играть. Накопленные умения синтезируем на практике, где естественно вырабатывается необходимость:

  • быть ответственным (решение принимает только игрок без внешнего вмешательства);
  • осознавать целостность, взаимосвязанность всей системы шахматной игры;
  • рефлексии — нахождение ограниченности своего знания либо искажения в нем;
  • поисковой активности, гибкости ориентации в меняющихся условиях, создания способов действия в них, умения выходить в неизвестное, риска.
 

III. Хочу играть лучше. Этап не определяются кон-кретно во времени. Он может возникнуть в любое время в течение жизни, а может не возникнуть вообще. Но из практики вижу, что чаще это желание возникает к концу второго этапа обучения, а нередко и раньше. Для таких детей организован и успешно работает шахматный факультатив под руководством тренера высшей категории А.А. Сурвило.

 

Принципы:

  • сознательный отказ от соревновательных стимулов. Если и вводятся элементы состязания, то между группами;
  • свободное перемещение во время урока (развиваем терпимость, взаимопомощь, коммуникативность);
  • исключение отметочной системы;
  • домашняя работа по желанию ребенка;
  • самоорганизация и самоопределение (учимся жить в коллективе согласно договоренности, при необходимости корректируем договорные условия коллективно; совместно придумываем процедуру наказания за проступок, свои знаки согласия и отрицания);
  • сверхзадача — шахматы и жизнь (проведение аналогий шахматных с жизнью);
  • полихудожественность и интеграция на уровне методов;
  • целостность познания через образное и понятийное.

Педагогическая технология:

  • на первом этапе — больше игровых форм, привычных детям, но с использованием шахматной тематики;
  • работа в шахматной мастерской: рисование шахмат, лепка шахматных фигур, работа с бумажной пластикой, бутафорией;
  • моделирование позиций по графическим изображениям;
  • создание художественных образов по позициям (в параллели с жизненными ситуациями) мимикой, жестами;
  • сочинение сказок, легенд, стихов, создание театральных сценок;
  • составление задач, контрольных вопросов для «первачей»;
  • философское отношение к проигрышу не как к поражению, а как к приобретению опыта.

Перспектива: планируется использовать звук, музыкальное сопровождение; создать альбом «Шахматные миниатюры», по которым дети будут определять шахматные баталии, отраженные в звучании.

Особенности кабинета: кабинет должен быть функционален: пол представляет шахматную доску, на которой разыгрываются партии; магнитная доска, театральный реквизит на шахматную тему.

Шахматы — это всегда конструирование и поиск нового решения, это особый язык мысли, это диалог. Они способствуют пониманию языка искусства — графики, слова, музыки, движения, пантомимы, тренируют аналоговое мышление и абстрактное. Шахматы — это метод философских размышлений, это искусство проектирования, это размышления о материальном и духовном, о времени и пространстве.

Мне бы не хотелось ограничиваться одним предметом. Не важно, какой предмет ты ведешь, а важно то, с чем и какие мы приходим к детям, насколько дети интересны нам, а мы им, что мы хотим постичь и открыть вместе с ними.

Я говорю своим детям «спасибо» и прошу у них прощения, ибо, как гласит мудрость: «Никто тебе не враг, никто не друг, но каждый человек — Учитель», — а дети — мои учителя, у которых я учусь взаимодействию.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети