Миссия школы и модель выпускника

 Образовательное учреждение школа № 2 в своей деятельности руководствуется:
  • важнейшими положениями Конвенции о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • законом РФ «Об образовании»;
  • типовым положением об общеобразовательной средней школе;
  • положением о школе с гимназическими классами Новосибирской области;
  • уставом школы.

С 1993 года решением администрации города открыта опытно-инновационная площадка «Школа дифференцированного обучения». По результатам работы была составлена программа развития школы на 5 лет. Данная программа была разработана как нормативная модель совместной деятельности коллектива единомышленников. Для ее составления использовалось пособие для руководителей образовательных учреждений «Управление развитием школы» под редакцией М.М. Поташника и В.С. Лазарева.

«Миссией» школы является создание условий для самореализации личности учащегося. Во главу угла ставим развитие психического, физического и нравственного здоровья детей. Учебный процесс строится так, чтобы максимально снизить нагрузку на детей. Сверхзадача, которую мы перед собой ставим, — обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития, с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это достигается за счет комплектования гимназических классов, классов возрастной нормы, педподдержки, где дифференцируются объем и сложность учебного материала, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовленности, разным темпом усвоения учебного материала. В каждой параллели начальной школы открыты прогимназические классы, классы компенсирующего обучения и возрастной нормы. В 10—11 классах открыты гимназические классы и классы возрастной нормы. Кроме того, открыт специальный коррекционный класс VIII типа (наполняемость — 8 человек), где обучаются учащиеся 1, 2-х и 5-х классов.

Решение проблем, стоящих перед школой, связываем с применением психолого-педагогических идей:

1. Концепция развивающего обучения, основные положения которой:

  • вне деятельности нет развития;
  • обучение опережает развитие;
  • только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка;
  • знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательное условие их дальнейшего психологического развития;
  • ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Д.В. Эльконин).

2. Различия по уровню обучаемости зависят от времени, которое необходимо ребенку для усвоения учебного материала (З.И. Калмыкова, Дж. Кэролл, Б. Блум).

3. Класс рассматриваем не как единого обобщенного ученика, а как ансамбль учебных стилей. Дети отличаются и характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и учителями, и многими другими параметрами, поэтому учебные задания, упражнения, тесты необходимо отбирать с учетом стиля обучения учащегося (Бетти Лу Ливер).

Содержание образовательной цели школы сформулировано в виде модели выпускника с определенными качествами. В идеальном варианте школа стремится выпускать из своих стен ученика, который соответствовал бы параметрам модели.

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно (а где можно, то и корректно количественно) образ желаемого результата, который школа реально может достичь к четко определенному моменту времени (М.М. Поташник). Наша модель выпускника имеет обобщенный характер, но достаточно детализирована для того, чтобы иметь более конкретную цель образовательного процесса. Д.И. Менделеев говорил, что «когда некоторое свойство подлежит измерению, оно перестает носить характер произвольной субъективности и придает сравнению объективность». Поэтому мы выбрали такие параметры личности выпускника, которые можно диагностировать.

В 1994/1995 учебном году творческой группой было проведено анкетирование учителей, родителей, учащихся (малые педсоветы по параллелям). В результате была создана модель выпускника начальной, основной и средней школы с учетом разноуровневых классов.

I. Здоровье

1. Физическое:

  • сохранение здоровья на уровне не ниже исходного;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.

2. Эмоциональное:

  • высокий уровень — уравновешенный, спокойный, жизнерадостный ребенок;
  • оптимальный — незначительные отклонения (срывы, капризы, раздражительность);
  • допустимый — находится на учете у психоневролога.

3. Социальное:

  • высокий уровень — достигнуто единство между знанием о нормах поведения и поступками, т.е. знания переросли в убеждения;
  • допустимый — знает нормы поведения.

II. Обученность учащихся

1. Знания:

  • высокий уровень — творческий;
  • оптимальный — эвристический;
  • допустимый — репродуктивный (по образцу).

2. Учебная деятельность:

  • высокий уровень — сформирована (высокий уровень мотивации, умение сформулировать для себя цель, составить план действий, выполнить работу, проверить и оценить себя);
  • оптимальный — сформирована частично (умение поставить цель, составить план действий, выполнить задание, отсутствие самоконтроля и низкая самооценка);
  • допустимый — сформирована частично (низкий уровень мотивации, все действия выполняются с помощью учителя).

III. Развитость учащихся

1. Коммуникативные способности:

  • высокий уровень — свободно общается со сверстниками и взрослыми;
  • оптимальный — в общении с незнакомыми людьми скован;
  • допустимый — общается только со знакомыми людьми, замкнут.

2. Творческие способности:

  • высокий уровень — систематическое выполнение творческих и исследовательских работ;
  • оптимальный — творческие работы выполняются эпизодически;
  • допустимый — творческие способности не проявляются.

IV. Жизненное самоопределение

  • высокий уровень — имеет профессиональные планы, подкрепленные деятельностью, направленной на достижение цели;
  • средний уровень — имеет профессиональные планы;
  • низкий — не имеет профессиональных планов.

Описание представлено в форме таблицы, в которой указана ступень образования (начальная, средняя, основная школа), уровень класса (прогимназический или гимназический, возрастной нормы, компенсирующий), реальный и желаемый результат.

Исходя из реальных результатов был сделан прогноз на будущее и составлен план действий по совершенствованию образовательного процесса. Выделено три этапа преобразования школы. Для каждого этапа составлен план действий, в котором указаны направление и задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса и создание условий для успешности образовательного процесса. Таким образом была проведена работа по изменению содержания и выбору оптимальных форм организации образовательного процесса.

Формирование качеств модели выпускника через содержание и формы организации образовательного процесса


Совершенствуя образовательный процесс (новые предметы, факультативы, спецкурсы в учебном плане, новые методики, технологии), мы создавали условия для самореализации личности учащегося и достигли следующих результатов:

1. За последние три года выпускниками получено 8 серебряных и 1 золотая медаль.

2. Ежегодно принимаем участие и занимаем призовые места в городских и областных олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам.

3. Ежегодно принимаем участие в городском конкурсе творческих и исследовательских работ учащихся (3 дипломанта городского конкурса творческих работ в 1998 г., 5 дипломантов в 1999 г., 6 дипломантов в 2000 г.).

4. Победители городской и областной военно-патриотической игры «Зарница — 2000».

5. Участники V Всероссийских соревнований учащихся «Школа безопасности», проходивших в Кабардино-Балкарской республике, г. Нальчик.

6. Победители городского конкурса школьных команд КВН в 1998 г.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети