К вопросу качества дистанционного обучения. Доклад на 7-й Международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения»

Проблема качества дистанционного образования все больше волнует не только специалистов, непосредственно занятых в этой области, но и широкие слои населения. Вместе с тем, бытует мнение среди части педагогов и потенциальных потребителей подобных образовательных услуг, что дистанционное обучение — это дешевое, но не качественное образование. Так ли это? Как определить качество новой формы обучения?
 
Прежде всего, следует уточнить, что мы понимаем под качеством образования на современном этапе. Понятно, что система образования развивается не сама по себе, а под влиянием социальных, экономических, политических, культурных процессов, происходящих в обществе. Под качеством образования в педагогической энциклопедии понимается «создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг».
 
Процесс обучения можно отнести к таким образовательным услугам. Тогда под качеством обучения следует, видимо, понимать такую организацию взаимодействия учителя и учащихся (преподавателя и студентов), т. е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентно способными в развивающемся обществе.
 
Чем же определяется качество образования? Конечно, степенью достижения обозначенных целей на каждой ступени обучения, в каждом образовательном учреждении. Есть и общие понятия, характеризующие достижение определенного уровня квалификации (компетентности):
— уровень овладения знаниями в предметной области (качество знаний, навыков и умений);
— способность самостоятельно совершенствовать свои профессиональные, если речь идет о профессиональных учебных заведениях, и общекультурные знания, умения;
— умение работать с информацией;
— способность принимать взвешенные и аргументированные решения.
 
Какие факторы влияют на качество образования?
1. Начнем, естественно, с концепции обучения. Чтобы судить о качестве учебного процесса, нужно прежде всего рассмотреть используемую концепцию обучения, насколько она соответствует поставленным целям обучения, формированию тех самых компетенций, которые могут обеспечить человеку конкурентоспособность при поступлении в высшее учебное заведение или в его будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества и прогнозируемого его развития.
 
2. Организация и структурирование содержания образования, учитывающие особенности дистанционной формы обучения, особенности используемой концепции обучения.
 
3. Используемые методы, организационные формы, которые должны быть адекватны используемой концепции и учитывать индивидуальные способности и интересы обучаемых, а также особенности дистанционной формы обучения.
 
4. Организация информационно-образовательной среды учебного процесса, необходимой и достаточной для ведения полноценного учебного процесса на основе современных педагогических технологий.
 
5. Используемые при этом средства обучения — носители учебной информации, в которых должны быть адекватно отражены основные принципы используемой концепции, созданы условия для организации эффективной познавательной деятельности учащихся с учетом специфики предметной области, психологических особенностей восприятия и усвоения информации, развития умений работы с информацией, специфики дистанционной формы обучения.
 
6. Использование технических средств (информационные и коммуникационные технологии) с учетом их дидактических свойств и функций (т. е. природных качеств и соответственно их роли и места в учебном процессе в дистанционной форме для решения конкретных дидактических задач), их надежности и доступности.
 
7. Профессионализм преподавателя, владеющего не только своей предметной областью и в определенной степени смежными областями знания, но и педагогическими, психологическими знаниями, особенностями используемой концепции обучения, а также информационными и коммуникационными технологиями, спецификой организации учебного процесса в дистанционной форме.
 
Возникает еще один чрезвычайно важный вопрос, который накладывается на все предыдущие: какая модель дистанционной формы обучения используется и подлежит оцениванию? От этого зависит структурирование, организация содержания, выбор педагогических и информационных технологий, выбор средств обучения, организация информационно-образовательной среды в целом. Каждая модель имеет свою специфику организации учебного процесса, не учитывать которую также нельзя.
 
Эффективность обучения предполагает несколько составляющих:
— собственно педагогическую,
— экономическую,
— социальную.
 
Под педагогической эффективностью учебно-воспитательного процесса мы понимаем достижение поставленных целей обучения современными педагогическими и технологическими средствами, действенность полученных знаний, умений для решения разнообразных проблем с наименьшими затратами времени, труда и сил учащихся и учителя, а также обеспечивающие достаточно устойчивую конкурентоспособность на рынке труда на перспективу, возможность дальнейшего обучения в прогнозируемый период времени.
 
Такое понимание эффективности обучения должно соотноситься с понятием качества обучения.
 
Для определения уровня педагогической эффективности необходимо применять два вида показателей:
— показатели педагогической эффективности для учащихся,
— показатели педагогической эффективности для учителя.
 
Соответственно показатели первого вида включают:
— показатели уровня обучения, воспитания и интеллектуального развития,
— показатели затрат учебного времени обучающихся,
— показатели работоспособности обучающихся,
— показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся.
 
Показатели второго вида характеризуют деятельность учителя, преподавателя:
— показатели рациональности использования той или иной концепции обучения, тех или иных педагогических технологий, средств обучения,
— показатели затрат времени на передачу учебной информации,
— показатели работоспособности учителя,
— показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя.
 
Чтобы определить критерии оценки качества сформированных компетенций, т. е. уровня обучения, воспитания и развития, стоит обратиться к понятию «качество знаний», имея в виду, что только знаниями компетенции не ограничиваются. Педагогическая энциклопедия подчеркивает, что «понятие качество знаний предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. Качества знаний имеют следующие характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость». Вот эти характеристики и следует рассматривать в качестве критериев оценки качества знаний, приобретаемых учащимися, студентами.
 
Кроме того, речь должна идти о степени сформированности интеллектуальных умений критического мышления.
 
Показатели затрат учебного времени обучающихся характеризуют быстроту поиска, анализа и усвоения информации, формирования необходимых понятий, умений, навыков, принятия решений, выполнения самостоятельных работ.
 
Показатели работоспособности обучающихся характеризуют степень напряженности их труда, сохранения произвольного внимания и хорошего самочувствия.
 
Показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся характеризуют степень влияния используемых методов и средств познавательной деятельности на удовлетворенность результатами учения, потребность в выполнении заданий, способность поддерживать интерес к процессу и результатам познания.
 
Показатели рациональности использования современных концепций обучения, педагогических технологий, средств информационных и коммуникационных технологий учителем характеризуют их влияние на достижение целей обучения, на полноту информационного обеспечения учебного процесса.
 
Показатели затрат времени учителя на передачу учебной информации характеризуют время, затраченное учителем на ведение учебного процесса в разных моделях дистанционного обучения, на подготовку дополнительного информационного материала, на ответы учащимся по электронной почте или иным способом.
 
Показатели работоспособности учителя характеризуют влияние используемых информационных и коммуникационных технологий на напряженность и производительность труда учителя и степень изменения его физиологического и эмоционального состояния.
 
Показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя характеризуют влияние использования информационных и коммуникационных технологий на удовлетворенность учителя процессом и результатами труда, мотивацию к выполнению поставленной задачи и интерес к результатам работы.
 
Для определения показателей педагогической эффективности используются общепринятые в научных исследованиях методы: экспертный метод, экспериментальный метод, хронометраж, педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, там, где это доступно, видеозапись, опрос, ситуационные модели, контрольные работы.
 
Полат Е. С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией средств и технологий дистанционного обучения Российской академии образования
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети