Развитие положительных Я-концепций через тренинговую работу в условиях педагогической практики

 Совершенствование школьной системы необходимо начинать с педагогического образования. Будущему учителю необходимо овладеть навыками саморазвития, иначе он не сможет оказывать учащимся помощь в этом процессе. Студент должен быть готов к решению эмоциональных проблем и проблем общения. Задачи самопознания и понимания других важны, так как учитель учит прежде всего кого-то и только во вторую очередь чему-то.

 

 

Психологи Паркер, Соарес, Гарвей исследовали влияние Я-концепции студентов на успешное прохождение ими педагогической практики. Они пришли к выводу: оценки обладают высокими показателями Я-концепции. У практикантов низкий уровень неуверенности к себе и конфликтности самовосприятия. Готовность к принятию себя и других свидетельствует об успешной адаптации к профессии учителя.

При системной подготовке учителей необходимо решать две важные задачи:

1. Интеллектуальное развитие будущих педагогов, овладение ими предметными знаниями и методикой преподавания.

2. Социализация студентов, вхождение в роль учителя, развитие мотивации к профессиональной деятельности и формирование у студентов представлений о себе как о компетентном учителе.

В процессе педагогической практики используются различные формы психологического тренинга, направленного на позитивное развитие и укрепление Я-концепции у будущих учителей.

Взаимопонимание учителя и ученика начинается с наблюдения, откровенности, психологической поддержки со стороны учителя, воспитания собственной дисциплинированности, акцента на свои способности, развития реалистической самооценки.

Я-концепция обеспечивает направленность, относительное постоянство и устойчивость внутреннего мира человека, общей линии его поведения на основе саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

В программу тренинга включено несколько блоков.

Самоорганизация студентов

С поступлением в педучилище у студентов меняется привычный ритм жизни: новые условия учебы, смена места жительства, смена цели обучения (приобретение профессии). Важными задачами является процедура знакомства и создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения и определение оптимального стиля учебной деятельности.

Самоанализ. Переформирование самооценки

В юношеском возрасте происходит доработка жизненного сценария, и это тот сензитивный период, когда может быть изменено отношение к самому себе.

Цель работы:

  • познание себя;
  • принятие себя;
  • переформирование себя.

Коммуникативный тренинг

В процессе педагогической практики у студентов формируются умения работы с детьми младшего школьного возраста. Основным содержанием их профессиональной деятельности является общение. Целью является:

  • расширение психолого-педагогического кругозора;
  • выработка навыков эффективности коммуникации;
  • формирование представлений об общении как о профессиональной деятельности;

В практическую психологию общения включены такие разделы:

  • рефлексия;
  • вербальное и невербальное общение;
  • общение в конфликте;
  • общение в семье и др.

Саморегуляция и психогимнастика

Цели: повышение стрессоустойчивости, выработка навыков саморегуляции.

Использование многовариантных тестовых методик, направленных на выявление и развитие личностной Я-концепции, и система психотренинга дают стабильно устойчивый результат в четко выраженной потребности персонализации и актуализации «Я-образа» у более чем 65% студентов, прошедших занятия по предложенной методике.

Вся проводимая работа укрепляет положительный статус студентов в оценке и самооценке. Они быстрее овладевают методикой самоанализа, успешно справляются со всеми видами практики.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети