Развитие положительных Я-концепций через тренинговую работу в условиях педагогической практики Совершенствование школьной системы необходимо начинать с педагогического образования. Будущему учителю необходимо овладеть навыками саморазвития, иначе он не сможет оказывать учащимся помощь в этом процессе. Студент должен быть готов к решению эмоциональных проблем и проблем общения. Задачи самопознания и понимания других важны, так как учитель учит прежде всего кого-то и только во вторую очередь чему-то.
Психологи Паркер, Соарес, Гарвей исследовали влияние Я-концепции студентов на успешное прохождение ими педагогической практики. Они пришли к выводу: оценки обладают высокими показателями Я-концепции. У практикантов низкий уровень неуверенности к себе и конфликтности самовосприятия. Готовность к принятию себя и других свидетельствует об успешной адаптации к профессии учителя. При системной подготовке учителей необходимо решать две важные задачи: 1. Интеллектуальное развитие будущих педагогов, овладение ими предметными знаниями и методикой преподавания. 2. Социализация студентов, вхождение в роль учителя, развитие мотивации к профессиональной деятельности и формирование у студентов представлений о себе как о компетентном учителе. В процессе педагогической практики используются различные формы психологического тренинга, направленного на позитивное развитие и укрепление Я-концепции у будущих учителей. Взаимопонимание учителя и ученика начинается с наблюдения, откровенности, психологической поддержки со стороны учителя, воспитания собственной дисциплинированности, акцента на свои способности, развития реалистической самооценки. Я-концепция обеспечивает направленность, относительное постоянство и устойчивость внутреннего мира человека, общей линии его поведения на основе саморегуляции, самооценки и самоконтроля. В программу тренинга включено несколько блоков. Самоорганизация студентов С поступлением в педучилище у студентов меняется привычный ритм жизни: новые условия учебы, смена места жительства, смена цели обучения (приобретение профессии). Важными задачами является процедура знакомства и создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения и определение оптимального стиля учебной деятельности. Самоанализ. Переформирование самооценки В юношеском возрасте происходит доработка жизненного сценария, и это тот сензитивный период, когда может быть изменено отношение к самому себе. Цель работы:
Коммуникативный тренинг В процессе педагогической практики у студентов формируются умения работы с детьми младшего школьного возраста. Основным содержанием их профессиональной деятельности является общение. Целью является:
В практическую психологию общения включены такие разделы:
Саморегуляция и психогимнастика Цели: повышение стрессоустойчивости, выработка навыков саморегуляции. Использование многовариантных тестовых методик, направленных на выявление и развитие личностной Я-концепции, и система психотренинга дают стабильно устойчивый результат в четко выраженной потребности персонализации и актуализации «Я-образа» у более чем 65% студентов, прошедших занятия по предложенной методике. Вся проводимая работа укрепляет положительный статус студентов в оценке и самооценке. Они быстрее овладевают методикой самоанализа, успешно справляются со всеми видами практики. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |