Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии Целью современного школьного образования является формирование гармоничной личности учащихся посредством создания условий для ее самореализации и самоопределения.
Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося: 1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание). 2. Творческий потенциал — умения и навыки, способность к созидательной деятельности в определенной сфере. 3. Ценностный потенциал — идеология, жизненные цели, убеждения, устремления. 4. Коммуникативный потенциал — мера общительности личности. 5. Художественный потенциал — уровень и содержание художественных (эстетических) потребностей, способ их удовлетворения. Традиционно в школьной биологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного, творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями, к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонент образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается в стороне. Равномерное развитие пяти потенциалов — основной способ воспитания гармоничной личности. На сегодняшний день проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучения биологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курс обладает широкими возможностями развития именно художественных способностей личности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральной проблемой которых являются взаимоотношения в системе «природа — человек». Данный вопрос рассматривается в работах методистов А.С. Волковой, В.М. Корсунской, Н.М. Верзилина; в формулировке «эстетическое воспитание учащихся» ими определены основные методические условия, реализация которых направлена на формирование художественной культуры школьников (схема 1). Схема 2. Методика определения показателей художественного потенциала учащихся На основании полученных данных составляется сводная таблица:
Уровень развития ХП учащихся за период... (2000/2001 учебный год) Определив уровень развития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем через определенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику, увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качеством обучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении с отдельным классом и каждым учеником. Комплекс творческих работ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включать такие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемных моделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок на биологическую тему; составление книг рекордов («Растения», «Птицы» и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплекс определяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12—15 наименований работ в год). Произведения искусства, применение которых целесообразно на уроках биологии для формирования художественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярной литературы), изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения («домашний кинотеатр»). Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету «Биология» Пейзажное искусство (альбомы репродукций):
Работы художников-анималистов:
Музыкальные произведения:
Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные) Литературные произведения Использование на уроках литературно-художественных описаний природы, научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэтических произведений широко практикуется преподавателями биологии и географии. Это позволяет приобщить детей к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует у школьников потребность постоянно учиться, пополнять знания. На каждый урок необходимо подобрать такой материал, который бы не оставил ребят равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал эмоциональный настрой (см. приложение «Загадки»). Поэтические произведения, загадки и пословицы, используемые мною на уроках естествознания и биологии, дают хороший эффект, т.к. содержат не только художественное описание объектов и явлений природы, но и раскрывают их биологические (географические) особенности. Наиболее часто использую на уроках следующие литературные произведения (отрывки из них): а) Проза:
б) Поэзия:
Особенное эмоциональное впечатление у ребят оставляют стихотворения о природе Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, И. Кобзева.
в) Научно-популярная литература для учащихся:
Среди литературных произведений особое место занимает такой фольклорный жанр, как загадка. Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Использование загадок — универсальный методический прием, т.к. загадывать их можно и при закреплении материала, и при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в качестве домашнего задания. Приведу примеры загадок, которые я использую на уроках в 7-х классах.
Таким образом, школьный предмет биологии обладает большими возможностями в плане развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру (способность чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и другому человеку), без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |