Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии

 Целью современного школьного образования является формирование гармоничной личности учащихся посредством создания условий для ее самореализации и самоопределения.

Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося:

1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание).

2. Творческий потенциал — умения и навыки, способность к созидательной деятельности в определенной сфере.

3. Ценностный потенциал — идеология, жизненные цели, убеждения, устремления.

4. Коммуникативный потенциал — мера общительности личности.

5. Художественный потенциал — уровень и содержание художественных (эстетических) потребностей, способ их удовлетворения.

Традиционно в школьной биологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного, творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями, к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонент образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается в стороне.

Равномерное развитие пяти потенциалов — основной способ воспитания гармоничной личности. На сегодняшний день проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучения биологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курс обладает широкими возможностями развития именно художественных способностей личности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральной проблемой которых являются взаимоотношения в системе «природа — человек». Данный вопрос рассматривается в работах методистов А.С. Волковой, В.М. Корсунской, Н.М. Верзилина; в формулировке «эстетическое воспитание учащихся» ими определены основные методические условия, реализация которых направлена на формирование художественной культуры школьников (схема 1).

Схема 2. Методика определения показателей художественного потенциала учащихся

На основании полученных данных составляется сводная таблица:

№пп Учащийся (фамилия, имя)

Художественный потенциал

Разнообразие видов творчества

Эстетичность работ

Уровень (общий балл)

1 Иванов А.

1

2

3

Уровень развития ХП учащихся за период... (2000/2001 учебный год)

Определив уровень развития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем через определенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику, увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качеством обучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении с отдельным классом и каждым учеником.

Комплекс творческих работ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включать такие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемных моделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок на биологическую тему; составление книг рекордов («Растения», «Птицы» и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплекс определяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12—15 наименований работ в год).

Произведения искусства, применение которых целесообразно на уроках биологии для формирования художественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярной литературы), изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения («домашний кинотеатр»).

Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету «Биология»

 

Пейзажное искусство (альбомы репродукций):

 
  1. Левитан И.И. «Озеро», «Сумерки», «Золотая осень», «Март», «Одуванчики», «Луг на опушке»
  2. Шишкин И.А. «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубы», «Корабельная роща», «Первая зелень», «Полевые цветы»
  3. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» и др.
  4. Рылов А.А. «Зеленый шум»
  5. Куинджи А.И. «Березовая роща», «Пятна лунного света в лесу»
  6. Грабарь И.Э. «День инея», «Белая зима», «Грачиные гнезда»
  7. Васильев Ф.А. «Облака», «Перед дождем», «Осень. Болото в лесу»
  8. Яблонская Т.Н. «Хлеб» и т.д.
 

Работы художников-анималистов:

 
  1. Чарушин И. Иллюстрации животных в энциклопедиях.
  2. Капустина Н. Серия открыток «Бабочки», «Жуки».
  3. Мериан М.С. Иллюстрации в книгах Гофмана.

Музыкальные произведения:

  1. Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане».
  2. Скрябин Н. «Поэма огня».
  3. Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Времена года», «Май. Белые ночи».
  4. Ильин В. «В космическую даль».
  5. «Звуки природы» (сборник).
  6. «Колыбельная для кита»
  7. Бетховен «Лунная соната».
  8. Глинка М. «Жаворонок».
  9. Зиринг В. «В лесу».
  10. «Голоса птиц в природе» (серия грамзаписей, аудиозаписей).

Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные)

Литературные произведения

Использование на уроках литературно-художественных описаний природы, научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэтических произведений широко практикуется преподавателями биологии и географии. Это позволяет приобщить детей к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует у школьников потребность постоянно учиться, пополнять знания. На каждый урок необходимо подобрать такой материал, который бы не оставил ребят равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал эмоциональный настрой (см. приложение «Загадки»).

Поэтические произведения, загадки и пословицы, используемые мною на уроках естествознания и биологии, дают хороший эффект, т.к. содержат не только художественное описание объектов и явлений природы, но и раскрывают их биологические (географические) особенности.

Наиболее часто использую на уроках следующие литературные произведения (отрывки из них):

а) Проза:

  1. Акимушкин И. Причуды природы. — М., 1992.
  2. Бернар Н. Следы невидимых зверей. — М., 1990.
  3. Бианки В. Лесная газета. — Л., 1982.
  4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — М., 1994.
  5. Верзилин Н.М. Тропинка в лес. — М., 1990.
  6. Леонов Л.М. Мысли о родной природе. — М., 1983.
  7. Паустовский К.Г. Телеграмма. Дождливый рассвет. Мещерская сторона: Рассказы.
  8. Пришвин М.М. Рассказы. — М., 1981.
  9. Соколов-Микитов И.С. Звуки весны. — М., 1982.
  10. Талызин Ф.Ф. Секреты природы. — М., 1986.
  11. Тургенев И.С. Записки охотника. — М., 1992.
  12. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. — М., 1996.

б) Поэзия:

  1. Ломоносов М.В. «Солнце» (в учебнике по естествознанию Г.С. Калиновой).
  2. Гомер «Гимн Солнцу» (в учебнике по естествознанию Г.С. Калиновой).
  3. Греков И. Приметы осени.
  4. Берестов В. Дети леса.
  5. Быков В. Семена на снегу.
  6. Ефимов Г. Зерно.
  7. Курлат И. Зеленая ода.
  8. Набоков В.В. Другие берега.
  9. Солоухин В. Созерцание чуда: Сборник.
  10. Солоухин В. Имеющий в руках цветы: Сборник.
  11. Усова Г. Австралия.
  12. Крылов И.С. Листы и корни.
  13. Плотников А. Баллада о золотом зерне.
  14. Шпунт А.А. У края пропасти: Сборник.
  15. Хейну Эрхард «Баллада об одуванчике».
  16. Лисовский К. Цветы.
  17. Некрасов Н.А. Перед дождем.
  18. Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной...
  19. Блок А. Россия.
  20. Собрание сочинений А.С. Пушкина.
  21. Яшин А. Солнце.
  22. Коринфский А. Цветы.
  23. Багрицкий Э.Г. Сборник стихов (о моряках, путешественниках).
  24. Рождественский В.А. Цветы из сада: Сборник.

Особенное эмоциональное впечатление у ребят оставляют стихотворения о природе Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, И. Кобзева.

СЕНТЯБРЬ
Н. Рубцов

Слава тебе, поднебесный 
Радостный краткий покой! 
Солнечный блеск твой чудесный 
С нашей играет рекой. 
С рощей играет багряной, 
С россыпью ягод в сенях, 
Словно бы праздник нагрянул 
На златогривых конях! 
Радуюсь громкому лаю, 
Листьям, корове, грачу, 
И ничего не желаю, 
И ничего не хочу! 
И никому не известно 
То, что, с зимой говоря, 
В бездне таится небесной 
Ветер и грусть октября...

ОСЕННИЙ САД
И. Кобзев

Художники! Спешите 
Писать осенний сад, 
Пока шатров расшитых 
Не тронул листопад.
Пока лучиста свежесть 
Сиреневой листвы, 
Пока хранят всю нежность 
Жасминные кусты.
Пока в саду осталась 
Хоть капелька тепла 
И зимняя усталость 
На землю не легла.

СОН ПОД ЯБЛОНЕЙ
И. Кобзев

Лето знойное. Сон под яблоней. 
Тени, звуки и краски спят. 
Только звезды — стеклянной ягодой —
Чуть колеблются и звенят.
Вся трава полегла, как пьяная. 
Птиц не слышно. Далек рассвет. 
Промеж яблонь луна багряная 
Распускается, как жар-цвет.
Что-то дивное, что-то древнее 
Надвигается из дали, 
И душа, как большое дерево, 
К небу тянется от земли.

СЫПЛЕТ ДОЖДИК БОЛЬШИЕ ГОРОШИНЫ
Н. Заболоцкий

Сыплет дождик большие горошины, 
Рвется ветер, и даль нечиста. 
Закрывается тополь взъерошенный 
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака, 
Как сквозь арку из каменных плит, 
В это царство тумана и мрака 
Первый луч, пробиваясь летит.
Значит, даль не навек занавешена 
Облаками, и значит, не зря, 
Словно девушка, вспыхнув, орешина 
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай 
Кисть за кистью, и на полотне 
Золотой, как огонь, и гранатовый 
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую 
Молодую царевну в венце 
С беспокойно скользящей улыбкою 
На заплаканном юном лице.

в) Научно-популярная литература для учащихся:

  1. Кленов А. Малышам о минералах. — М., 1993.
  2. Биология. — М.: Просвещение, 1989. (Энциклопедия)
  3. География. — М.: Просвещение, 1989. (Энциклопедия)
  4. Что есть что. Звезды. — М., 1998. (Энциклопедия)
  5. Что есть что. Динозавры. — М., 1998. (Знциклопедия)
  6. Страны и народы. — М.: Мысль, 1979—1983.
  7. Жизнь животных. — М.: Просвещение, 1989.
  8. Ньюмен А. Легкие нашей планеты. — М.: «Мир», 1989.
  9. Бурова Л.Г. Загадочный мир грибов. — М., 1991.
  10. Заика В.Б. Зоология в цифрах. / Природа и человек. — 1987. — № 3.
  11. Иовчев Н. и др. Удивительное поведение животных. — М., 1987.
  12. Козлов М.А. Не просто букашки. — СПб., 1994.
  13. Мезенцев В. Чудеса. Популярная энциклопедия. — Алма-Ата, 1992.
  14. Кусто Ж.И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. — М., 1977.
  15. Халифман И. Четырехкрылые корсары. — М., 1978.
  16. Ивченко С. Занимательно о ботанике. — М., 1972.
  17. Юный натуралист (научно-популярный журнал). — 1977—1987.

Среди литературных произведений особое место занимает такой фольклорный жанр, как загадка. Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Использование загадок — универсальный методический прием, т.к. загадывать их можно и при закреплении материала, и при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в качестве домашнего задания. Приведу примеры загадок, которые я использую на уроках в 7-х классах.

Б. Заходер

Они все — живые,
с хвостами, усами, 
Бегать умеют они и летать,
ползать и плавать,
кусать и хватать. 
Они мохнатые, они и пернатые,
они и стройны, но бывают горбатые. 
Добрые, злые, наземные, водные. 
Кто же они, догадались?

(Животные)

Тип кольчатые черви

Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка)

Тип моллюски

Две стены и два замка
в домике моем. 
Одноногая хозяйка
безголовая хозяйка,
Проживает в нем.

(Двустворчатые моллюски, два мускула замыкателя)

Я видел в море чудо-диво:
в воде животное-чернила.

(Осьминог с чернильной железой)

Это кто там на травинке
домик свой везет на спинке?

(Брюхоногие моллюски)

Тип кишечнополостные

Ни головы, ни ног, 
ни рук мы не имеем, 
зато какой чертог
мы выстроить умеем!

(Кораллы)

Прозрачная шляпа
в море живет.

(Медуза)

Тип членистоногие

Сброшу я тесный и старый пиджак,
пусть он валяется возле.
Новый, просторный расправлю, да так,
чтоб его выкрасить после.

(Класс ракообразные, речной рак)

Тоньше его пряжи
не найдешь в продаже.

(Класс паукообразные, паук)

Тянется нитка, в клубок не смотать. (Паутина)

Черен, да не ворон,
рогат, да не бык, 
Шесть ног без копыт.
Летит — воет,
падет — землю роет.

(Класс насекомые, жук)

Таким образом, школьный предмет биологии обладает большими возможностями в плане развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру (способность чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и другому человеку), без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети