Учитель живет в своих учениках Наталья Сергеевна Бибко учила нас читать тексты. Помогала учителям обучать детей чтению. Она ушла от нас, и родились эти тексты... Конечно, несовершенные, конечно, не такие, которые мы могли бы посвятить Учителю Чтения... Но пусть они будут первыми фрагментами мозаики, из которых впоследствии сложится текст, достойный Учителя: яркий, неожиданный и прекрасный. Будем признательны всем, кто захочет написать о Наталье Сергеевне (ул. Красный проспект, 2, НИПКиПРО, кафедра начального образования).
Наталья Сергеевна Бибко на протяжении многих лет работала на кафедре начального образования НИПКиПРО. Каждый год проводила курсы повышения квалификации учителей и каждый год на ее занятиях собиралось очень много слушателей. Учителя шли к ней и именно на ее курсы. Учитель школы № 99 Т.Н. Титарева обращает особое внимание на уважение Н.С. Бибко к учителям, на ее умение общаться с учителями тактично. «Сказка приходит на урок!» — под таким девизом работают учителя школы № 193 Октябрьского района г. Новосибирска, прошедшие курсовую переподготовку у кандидата педагогических наук Бибко Натальи Сергеевны по проблемам литературного образования. Ее лекции записывались подробно, ибо являлись практическим руководством в деятельности учителя начальных классов. По ее рекомендациям строили и строят уроки доброты, мудрости народной при анализе сказки учителя С.Г. Улахович, С.А. Ищенко. Как говорит Галина Георгиевна Мурашкина, заместитель директора школы № 193, учитель высшей категории, заслуженный учитель РФ: «Творческий подход к использованию приемов развития воссоздающего воображения учащихся на уроках чтения помогал мне в классах компенсирующего обучения добиваться высокой мотивации учения, благодаря чему дети «влюблялись» в книги, читали их с удовольствием, совершенствуя читательские навыки. Они научились сочинять сказки, основываясь на образно-чувственном восприятии реальной действительности». От сказки, сказки, сказочки Так писала ученица 3 класса Лена Кайгородова в сочинении «За что я полюбила сказки». С.А. Ищенко, организовывая с учениками совместную поисковую деятельность, выстраивает диалог таким образом, что дети сами выходят на образы в читаемом произведении: образ—герой, образ—картина, образ—объект, образ—сцена — тем самым удовлетворяя потребность школьников воспринимать художественное произведение в целом, на принципах интеграции с предметами художественно-эстетического цикла. С.Г. Улахович владеет системой, которая обучает работе с текстом. Формируя умение воспринимать текст, учитель использует такие приемы, как чтение по предложениям, абзацам, анализ слов-опор, иллюстрирование ситуаций, которые помогают оценить поступки героев. Это помогает учителю успешно обучать по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и развивать творческие способности, эстетический вкус маленьких читателей. В практике учителей начальных классов слабым местом остается обучение жанровым отличиям художественных произведений, что приводит к репродуктивной деятельности учащихся на уроках чтения. Методически ценны в этой связи указания Н.С. Бибко об использовании сравнения народного и авторского, прозаического и стихотворного языков, сюжета, образных средств, что является элементарным литературоведческим анализом текста. Н.С. Бибко учила нас творчески формировать полноценного читателя, развивая эмоциональную сферу ребенку на уроках-сказках. Сказка — праздник для детей. Нет с нами Натальи Сергеевны, методиста, наставника многих учителей начальных классов, любящего свое дело, но живы ее идеи, ее рекомендации, с которыми мы идем на уроки. Наталья Сергеевна, обладая удивительными человеческими качествами, притягивала к себе людей. Любое дело доводила до конца и с полной отдачей. Человек редкой интеллигентности, порядочности и тактичности. В нашей памяти Наталья Сергеевна останется веселой, жизнеутверждающей, очень человечной, обаятельной, красивой и элегантной женщиной. Коллектив кафедры начального образования НИПКиПРО Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |