ШКОЛА ЖИЗНИТрактат «Школа Жизни» создан автором как реальная поддержка учителей в их стремлении освоить систему гуманно-личностного подхода к детям. Он является продолжением трудов выдающегося учителя, почетного члена РАО Ш.А. Амонашвили, опубликованных в нашей стране и за ее рубежами в 70—90-х годах. В трактате изложена целостная концепция нового типа образования со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления. Трактат «Школа Жизни» есть своего рода педагогическая партитура, посвященная созиданию Благородного Человека, и, как любая партитура, требует творческого и искусного исполнителя. Трактат ищет своего исполнителя-учителя, который в состоянии неповторимо, по-современному озвучить классическую педагогическую мелодию. И чем искуснее будет исполнитель, чем более вдохновенно и устремлённо зазвучит мелодия Веры, Надежды и Любви в храмах образования, тем больше Света будет в жизни людей, а значит, и в жизни государства. Трактат посвящен начальной ступени школы, но его идеи и основы являются едиными для гуманно-личностного образовательного процесса на любой ступени школьной жизни, вузовского образования, семейного и общественного воспитания. XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность. Первая особенность Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца. Вторая особенность Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей. Третья особенность В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования. Четвёртая особенность Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни. Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей. Пятая особенность Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д. Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности. Шестая особенность Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни. Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:
Вера есть предчувствие знания. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает работоспособность. Вера позволит учителю проникнуть в духовный мир детей, постичь безграничность каждого ребёнка, найти верные пути воздействия. Учителю нужно согласиться с целостной природой Ребёнка, с его основными природными страстями и искать пути провоцирования и удовлетворения этих страстей в образовательном процессе, в каждом моменте общения с Ребёнком. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого Ребёнка. Вера учителя в безграничность Ребёнка находит своё воплощение через постижение им объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды. Это значит: о силе природы Ребёнка надо судить по тому, какой действительностью он окружён, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого Ребёнка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя. Учитель творит педагогический процесс и переустраивает окружающий мир так, чтобы в них Ребёнок:
Какой учитель наиболее ценен для Школы Жизни? Надо предпочитать того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. XV. Учитель Школы Жизни. Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как бы обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им. Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре — УЧ, которое, со своей стороны, несёт в себе два начала: У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает: Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками). Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет такую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п. Эту целостность сути Учитель — Ученик, всю взаимозависимость Вселенского единства, заключённую в ней, раскрывает перед нами Новый Завет в глубоких аллегорических формулах: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... Насаждающий и поливающий же суть одно; каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение». Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, — как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, — то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребёнка будут искажены, миссия его будет погублена. Учитель Школы Жизни несёт служение — перед Планетой и Вселенной, перед Прошлым, Настоящим и Будущим, перед Ребёнком и Человечеством, перед Творцом. Учитель Школы Жизни в полной мере осознаёт свою Миссию: способствовать духовному восхождению человечества и Человека, выживанию и спасению жизни на Земле. Учителя Школы Жизни не покидает:
Учитель постигает педагогические аксиомы и делает из них соответствующие выводы для себя:
Это есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований. Пусть учителя сопровождают вечные истины заповедей:
Пусть учитель глубоко осмыслит мудрость зова:
Учитель Школы Жизни есть человек, ведущий служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы такие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему делу воспитания. Учитель не есть слуга общества, хотя удовлетворяет запросы общества; он стремится к воспитанию высокоразвитого и образованного Человека, опережающего общество и способного вести его за собой. Учитель не есть слуга государства, хотя придерживается нормативных требований государства; он стремится к воспитанию Человека с государственным мышлением, способного участвовать в прогрессивных преобразованиях в государстве. Учитель не есть проводник идеологии какой-либо партии, каких-либо догм; он несёт детям свою высшую идеологию служения Родине, человечеству, целям планетарной и космической эволюции. Школа Жизни настраивает существо сознания детей в ключе будущего. Школа Жизни есть школа творчества. Ниже приводится свод рекомендаций для деятельности учителя Школы Жизни.
I. Школа Жизни и родители Родители, отдавшие детей в Школу Жизни, должны быть осведомлены о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс. Некоторые нововведения могут вызвать у них недоумение (отказ от обычного набора учебных предметов, существенное изменение характера занятий, упразднение отметок в пользу содержательных оценочных суждений; им может показаться перегруженным содержание образовательных курсов и т.д.). Требуется, особенно в первые годы, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Постепенно Школа Жизни обретёт уважительное и доверительное отношение к ней родительской общественности. Для ускорения этого процесса, а также для влияния школы на качество семейного воспитания и общения Школа Жизни становится открытой для родителей. Это значит: родителям предоставляется возможность время от времени присутствовать на уроках и на разных занятиях с детьми; некоторые из них, имеющие соответствующую подготовку, приглашаются для участия в образовательном процессе в качестве руководителя кружка, для проведения цикла бесед с детьми, для организации походов и экскурсий. Для родителей проводятся детские концерты, спектакли; они приглашаются на открытие выставок детских работ. Ведущие учителя, руководители класса иногда, когда это педагогически значимо, посылают через Ребёнка письма родителям с сообщениями об успехах Ребёнка, о его хороших поступках. В год два раза (в конце первого полугодия и в конце года) родители получают пакеты, которые готовят им дети и содержимое которых наглядно говорит родителям об успехах, о продвижениях своих детей. В пакеты кладётся также педагогическая характеристика на Ребёнка, касающаяся его духовного, нравственного, личностного развития. Главная цель Школы Жизни в работе с родителями заключается, во-первых, в том, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей и потому постоянно заботились о ней, приходили к ней на помощь; во-вторых, в том, чтобы помочь родителям тоже устанавливать гуманно-личностные взаимоотношения с детьми в семье. В таком случае результат образовательного процесса станет ещё более плодотворным. С этой целью под руководством методической службы Школы Жизни, с участием других служб, организуется родительский семинар (или университет) по проблемам семейного воспитания. На нём родители узнают о природных стремлениях Ребёнка к развитию, взрослению, свободе, о важности воспитания в Ребёнке его духовной жизни, о необходимости окружения его чувствами любви, доброты, уважения. Родители научаются конкретным способам гуманно-личностного общения с детьми. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях. Старания Школы Жизни в работе с родителями направлены на то, чтобы Ребёнок оказался в единой образовательной среде в школе и семье. Школа Жизни рассматривает семью как опору всего будущего. Учителя и воспитатели, заботясь о более полном раскрытии воспитательного потенциала семьи, приобщают родителей к некоторым идеям гуманной педагогики:
*** Родители и все члены семьи проявляют исключительное почтение в отношении к учителю Ребёнка. Об учителе в семье говорят с уважением, любовью, доверием. Долг семьи — возвысить в глазах Ребёнка облик и труд учителя, бороться за укрепление авторитета учителя в обществе. Родительская общественность, страна, государство, законодательные органы государства должны полностью осмыслить ту истину, что учитель есть творец будущего. Народ, забыв учителя, забывает своё будущее. Позор стране, где учителя пребывают в бедности и унижении. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий учитель. Можно ли поручить детей человеку удручённому, униженному и стеснённому? Родительская общественность, которая составляет подавляющее большинство во всех слоях населения и по сути своей имеет исключительное влияние на все сферы общественной и государственной жизни, обязана заботиться о том, чтобы труд учителя был вознаграждён не только материально, но и общим уважением, и чтобы учительство стояло на одной из высших ступеней государственности. Родительская общественность Школы Жизни прилагает все организованные усилия, чтобы учителям их детей были созданы условия, способствующие их творческим устремлениям. XVIII. О традиционном и классическом в педагогике. Об источниках основных идей Школы Жизни Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики и между ними не должно быть противоречия. Но это вовсе не так. Понятие традиционной педагогики (традиционная методика, традиционная практика) могло бы нести в себе достойное содержание, если бы она была прикладной частью классической педагогики и если бы олицетворяла уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же — гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достояние педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогикой не увенчается успехом; приходится только выбирать или одну, или другую форму мышления и образовательной практики. Самое главное качество классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, состоит в том, что оно многомерно; его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат о вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни. Назовём некоторые качественные различия между классическим и традиционным образами педагогического мышления:
Педагогика, которая считает, что цель оправдывает средства, может нести детям большой вред. Ребёнок есть частица Природы, и в нём продолжает совершенствоваться сама Природа. А авторитарная педагогика, не считаясь с целостностью природы Ребёнка, творит вокруг него экологически нечистый, загрязнённый процесс, наполненный такими «отбросами», как раздражение, недовольство, грубость, стрессы, ущемление достоинства, крики, наказания и т.п. Классическая же педагогика провозглашает принцип природосообразности в педагогическом процессе, принцип радости и успеха; она профилактична в отношении здоровья Ребёнка, ибо опирается на истину: «Здоровый дух творит здоровое тело». Классическое (гуманное) педагогическое мышление, прикладным аспектом которого являются высшие педагогические учения и многообразие соответствующих образовательных систем, несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости. Всё содержимое этой Чаши, которая в течение многих тысячелетий заполнялась по каплям, есть достояние не истории, а будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости досталась нам (нынешнему поколению учителей). Мы можем взять из неё столько мудрости, сколько мы в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата. А поколение, воспитанное нами, возвысит общество на новую эволюционную ступень, обогатит его новыми духовно-нравственными, культурными и научными ценностями. Творцом этого будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него постулаты Школы Жизни будут неприемлемы. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |