Какое повышение квалификации нам нужно?

  

Какое повышение квалификации нам нужно?
Библиографический обзор

Для того чтобы учитель мог успешно решать задачи обучения и воспитания детей, ему необходимо непрерывно повышать уровень своей квалификации. Что предлагают руководители учреждений повышения квалификации работников образования? Какой хотели бы видеть систему повышения квалификации сами работники образования? Какие трудности на пути повышения квалификации стоят перед педагогами и руководителями учебных заведений? В этом номере журнала «Сибирский учитель» вы могли прочитать об опыте сотрудников учреждений дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирска, Красноярска, Нальчика, Минска. Предлагаем обратиться к публикациям их коллег из других городов.

 

Открывает обзор статья, название которой вынесено в заголовок:

Парилова Н. Какое повышение квалификации нам нужно? // Управление школой. — 2010. — № 2. — С. 12—13.

По мнению заместителя директора по научно-методической работе норильской школы Н. Париловой, «проблемным остается преодоление доминанты просвещенческой функции и переход к практико-ориентированному обучению». Отдавая должное четко организованной и управляемой модели повышения квалификации, автор статьи делает акцент на значении инициативы педагога, которая выступает в качестве показателя и в то же время способа самоутверждения, самовыражения. Педагоги этой школы включаются в живой процесс творческой мастерской педагогов-новаторов, творческих лабораторий и др. Автор статьи делится опытом создания новой модели повышения квалификации, где в обучении преобладает не передача знаний в лекционной форме, а собственная учебная деятельность с ее последующей рефлексией. Составляющей этой модели является мастер-класс.

Опыт проведения одного из видов мастер-класса подробно описал в своей статье заведующий кафедрой образовательных технологий Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

Гузеев В. В. Распределительный мастер-класс с дистантной составляющей // Методист. — 2009. — № 1. — С. 9—10.

Сначала автор рассказывает о традиционном мастер-классе и его преимуществах. Далее речь идет о недостатках, которые выражаются в организационных сложностях, дороговизне транспортных услуг и технического оснащения. Чтобы снизить затраты на проведение двух мастер-классов, автор представляет опробованный на практике вариант проведения занятия на базе двух школ, обе из которых оборудованы программным обеспечением для видеоконференций. В первой школе участники мероприятия находятся в семинарской аудитории; всё, что там происходит, транслируется во вторую школу в реальном времени в режиме видеоконференцсвязи. В. В. Гузеев представляет алгоритм проведения подобных мероприятий. Очевидно, что проводить такие конференции и участвовать в них могут специалисты с высоким уровнем информационной компетентности.

Следующая статья представляет модель повышения квалификации в условиях ИКТ-насыщенной среды:

Григорьева Е. А. Модель профессионального развития педагога в ИКТ-насыщенной среде // Методист. — 2009. — № 2. — С. 12—15.

В данной модели выделяется пять основных уровней формирования профессионализма педагога в современных условиях и раскрываются базовые принципы, которые лежат в основе конструирования эффективных форм повышения квалификации на основе ИКТ. «Учителя, получившие знания в области новых образовательных технологий, должны постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду взаимодействия… Необходимо развивать и поддерживать педагогические ассоциации и педагогические сетевые сообщества в Интернете».

Большие возможности для организации такого насыщенного пространства профессиональных коммуникаций — педагогического сообщества — представляет движок Wiki, на базе которого был создан, например, сайт ХабаВики Хабаровского института развития образования. «Этот сайт — свободная площадка учителей, методистов и школьников Хабаровского края, где каждый желающий может оставить свои реплики, разместить материалы сетевых образовательных проектов, провести семинар или конференцию, принять участие в конкурсе и обогатиться материалами, которые до вас создали другие» (http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php).

А сотрудники Оренбургского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования организовали на своем сайте форум «Маркетинговые исследования спроса и предложений на образовательные услуги по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров области как условие повышения качества образования взрослых» (www.orenipk.ru).

Зотова Н. К., Полькина С. И., Саитбаева Э. Р. Инновационные процессы в деятельности ИПКиПРО в условиях модернизации образования // Методист. — 2009. — № 3. — С. 12—15.

К материалам форума обратились более 25 тысяч человек, более 1 000 работников образовательных учреждений приняли участие в обсуждении предложенных вопросов. Наиболее активно педагоги обсуждали вопросы, связанные с организацией повышения квалификации работников образования. Большинство учителей, согласно ответам, устраивает существующая система повышения квалификации. Краеугольным камнем стал вопрос о социальном заказе на образовательные услуги. Выяснилось, что педагогические работники тотально сориентированы на выполнение госзаказа, социальных требований и потому оказываются функционально редуцированными, то есть из их деятельности вытесняется её «человеческое, гуманитарное содержание: выработка самим человеком целей, норм и форм деятельности». Далее в статье идет речь о направлениях преодоления этого кризиса путем обновления содержания и технологий образования.

Одному из видов обновления технологии посвящена следующая статья:

Агаркова Е. И., Загребельная С. В. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей // Методист. — 2009. — № 8. — С. 14—17.

В Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования была разработана модель технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей. Суть технологии в том, что учитель, тьютор и методист института повышения квалификации вместе составляют индивидуальный план повышения квалификации учителя на основе обработки данных диагностического этапа. Далее, в ходе обучения тьютор наблюдает за тем, как слушатель курсов применяет полученные знания в практической деятельности. Заключительным этапом обучения на курсах является рефлексивный анализ деятельности обучающегося и тьютора.

Элементы тьюторского сопровождения мы видим и в организации стажировки для учителей начальных классов, работающих по системе Л. В. Занкова в Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования:

Пожидаева Т. Ф., Сухаревская Е. Ю., Сундукова А. К. Стажировка как форма становления профессионализма учителей // Методист. — 2009. — № 10. — С. 6—11.

Целью организации и проведения стажировок является изучение передового педагогического опыта и совершенствование практических навыков учителей в области организации учебного процесса. Организаторы стажировки оценивают потенциальные возможности принимающей стороны (школы), проводят установочный семинар; обсуждают план стажировки с учителями-специалистами (тьюторами); определяют формы и периодичность взаимодействия специалистов и слушателей в период стажировки. В статье описаны система, принципы и основные этапы организации стажировки. В приложении предлагаются содержание стажировки, контрольные задания и вопросы, список литературы для самостоятельной и групповой работы. Кроме этого имеется технологическая карта и примерный индивидуальный план стажировки.

Завершает обзор статья об оценке качества повышения квалификации работников образования:

Шешерина Г. А., Агаркова Е. И., Солопова Н. К. К вопросу оценки качества и результативности повышения квалификации работников образования // Методист. — 2009. — № 7. — С. 2—4.

Оценивание (или мониторинг) качества и результативности включает в себя процедуру сбора и обработки информации при построении системы критериев и показателей качества повышения квалификации. Система состоит из двух групп: 1) критерии и показатели результативности деятельности по повышению квалификации работников системы образования, осуществляемой институтом повышения квалификации; 2) критерии и показатели качества условий и процессов деятельности института повышения квалификации. Ключевым компонентом, обеспечивающим мониторинговый анализ результативности повышения квалификации, является региональная база педагогических кадров. Авторы подчеркивают, что мониторинг должен проводиться не только на индивидуальном уровне, но и через выявление изменений в деятельности образовательных учреждений.

Мы видим, что и учителя, и преподаватели институтов повышения квалификации находят новые пути взаимодействия, стремятся непрерывно повышать уровень своей квалификации. Однако необходимо помнить, что отслеживание профессионального становления и развития должно носить управляемый мониторинговый характер.

 

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Т. Н. Литвиновой

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети