Преемственность дошкольного и начального образованияБиблиографический обзор В начале нашего обзора заглянем в словарь, чтобы определить термин преемственность. Преемственность — последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы… Преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания ими взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. Педагогический словарь [Текст] : в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. — М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — Т. 2. — 766 с. Из определения следует, что дошкольники, поступая в первый класс, продолжают там пополнять свои знания, опираясь на опыт детского сада (или другого дошкольного заведения), плавно и постепенно, без стрессов и страхов. Рассмотрим сначала дошкольные заведения, которые посещают ребята до 6—7 лет. В этом нам поможет следующая статья: Тимофеева, Л. Л. Современный педагог в системе вариативного предшкольного образования [Текст] / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 4. — С. 6—12. Авторы рассказывают о группах кратковременного пребывания (к которым относятся «Школы будущего первоклассника»), пришкольных площадках и лагерях для дошкольников, общественно-семейных моделях дошкольного образования (на примере «Материнских школ» при общеобразовательных школах), а также о специальном образовании дошкольников в кружках и студиях по интересам. Известно, что почти половина детей дошкольного возраста получают только семейное воспитание, некоторые семьи пользуются услугами домашнего педагога или гувернера. В статье обращается внимание на то, что гораздо меньше распространена практика надомного обучения в предшкольный период. Авторы отмечают, что «дети, которым предстоит надомное обучение в школе, также нуждаются в квалифицированной помощи на этапе подготовки к школьному обучению». Еще один вид «дошкольного» образования — прогимназия. Это как раз обучение в детском саду — начальной школе. Рассмотрим причины образования прогимназий на примере следующей статьи: Беспалова, Н. В. Система работы по преемственности детского сада и школы [Текст] / Н. В. Беспалова // Управление развитием образования. — 2011. — № 2. — С. 129—134. Н. В. Беспалова рассказывает о том, как их детский сад преобразовался в прогимназию. Это был специализированный детский сад для детей с ослабленным зрением. Автор отмечает, что лечение многих глазных болезней дает положительный результат лишь в процессе длительного (многолетнего) лечения, а продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Сначала детский сад выпускал только первоклассников, передавая их целым классом в одну из школ района, за детьми наблюдали в течение второго года обучения, в конце проверяли зрение. Результаты были удручающими. Только за первый месяц обучения у более чем 50 % детей ухудшалось зрение. Очередная комиссия отметила необходимость обучения детей в стенах детского сада хотя бы четыре года. В 2000 году произошло открытие полной начальной школы. Далее идет речь об основных принципах организации лечебно-восстановительного-коррекционно-педагогического и образовательного процесса. Есть и другие прогимназии, со специализацией и без нее. Например, прогимназия № 1 г. Новосибирска, где дети изучают иностранный (немецкий) язык с младшей группы, а в первом классе занимаются по углубленной программе. Программы вышеназванных учебных заведений подготавливаются с учетом особенностей обучения. Конечно, прогимназий не так много в городе, и для ребят, переходящих из одного учебного заведения (или из дома) в другое, стоит вопрос подготовки к новым условиям школьной жизни. Федосова, Н. А. Подготовка к обучению в школе — основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием [Текст] / Н. А. Федосова // Начальная школа. — 2010. — № 10. — С. 21—26. Кандидат педагогических наук Н. А. Федосова является заведующей сектором преемственности дошкольного и начального школьного образования Федерального института развития образования и руководителем проекта «Преемственность». Проект преемственность направлен на детей, не посещающих детские сады. В статье рассказывается о программах дошкольного образования: подготовка к обучению в школе (с 5 лет) и повторная подготовка «Скоро в школу» (с 6 лет), для детей, родители которых посчитали, что ребенку нужно лучше подготовиться к школе, и повторно отдали его в подготовительную школу (отметим, что это похожие, но разные программы, чтобы ребенку не было скучно заниматься повторением). Основными задачами подготовки к обучению считаются: охрана и укрепление здоровья, развитие психических функций и качеств личности, обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе. Особо отмечается, что проект «Преемственность» не допускает дублирования программы первого класса общеобразовательной школы. Данный проект имеет пакет программ и учебно-методический комплект, подготовленный издательством «Просвещение» и выпущеный под серией «Преемственность». Мы выяснили, что по данному направлению выпускается достаточно много литературы, авторы разрабатывают свои учебные пособия для «подготовишек», например: Федосова, Н. А. От слова к букве [Текст] : пособие для детей 5—7 лет : в 2 ч. / Н. А. Федосова. — М. : Просвещение, 2012. — 111 с. : ил. — (Преемственность). Пособие предназначено для подготовки дошкольников к обучению чтению и письму, работа по нему направлена на развитие речи, фонематического слуха, внимания. В книге встречаются такие задания: раскрась, соедини, обведи по линиям, вырежи, найди в приложении и др., которые продублированы соответствующими значками. Книга поможет успешному усвоению курса русского языка в начальных классах. Волкова, С. И. Математические ступеньки [Текст] : пособие для детей 5—7 лет / С. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2012. — 95 с. : ил. — (Преемственность). Пособие содержит как традиционный материал по развитию простейших математических представлений у дошкольников, так и специально разработанную систему заданий, способствующих развитию воображения, логического мышления, внимания, восприятия и памяти у детей. Эти и другие пособия могут быть использованы учителями, воспитателями и родителями. О проблемах в соотношении «сад — школа» рассказывает старший воспитатель новосибирского детского сада: Жаворонкова, О. М. Взаимодействие детского сада и школы как фактор качественной подготовки дошкольников к обучению в школе [Текст] / О. М. Жаворонкова // Управление развитием образования. — 2011. — № 2. — С. 142—145. Автор статьи говорит о том, что проблема преемственности очень значима и актуальна и включает в себя несколько аспектов. В работе подробно рассматривается одна из них, а именно, подготовка детей к школе, которая, по словам автора, вынуждает «натаскивать» ребенка к школе, что отрицательно влияет на развитие и здоровье детей. Проводился опрос педагогов и родителей старших дошкольников и первоклассников. Анализ результатов показал, педагоги считают, что нет стыковки программ и обучающих методик, «существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями, которые предъявляет школа». Автор отмечает, что школа принимает на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад, и тем самым перегружает детей. Кроме этого, обесценивается значимость детского сада. Родители, объясняют, что если не посещать подготовительные курсы, то не попадешь к хорошему учителю (или вообще в желаемую школу). Таким образом, «возникает негативная тенденция дублирования целей, задач…». Одним из важных аспектов преемственности в статье названо отношение к ребенку со стороны взрослых. Автор делает вывод, что «родители должны быть готовы к поступлению своего малыша в школу». Подготовка к поступлению в школу — это, конечно, не только подготовка к обучению, а подготовка ко всей школьной жизни, к новому этапу развития. Описанный в следующей статье опыт помогает социализации будущих первоклассников: Гаценко, Л. Преемственность детского сада и школы при социализации будущего первоклассника [Текст] / Л. Гаценко // Дошкольное образование: Приложение к 1 сентября. — 2012. — № 4. — С. 32—33. Автор считает, что подготовка к школе начинается с первого дня посещения ребенком детского сада. Детский сад тесно сотрудничает не с одной, а с несколькими школами района. Дошкольники часто ходят в школы на спектакли, поставленные школьниками, посещают открытые уроки, сравнивают свою и школьную библиотеки, имеют возможность потренироваться в спортивном зале, в школьном бассейне. Школьники же являются частыми гостями детского сада: смотрят концерты, устраивают конкурсы, принимают участие к подготовке Дня рождения детского сада и др. Еще не учась в школе, ребенок много о ней знает, часто бывает и имеет там знакомых и друзей. Таким образом, снимается барьер при переходе из одной системы в другую. Анализ литературы по преемственности детского сада и школы показал, что этому учебно-воспитательному моменту уделяется много внимания. Учителя, воспитатели, родители ищут пути постепенного, бесконфликтного перехода ребят к школьному образованию и находят разные варианты решения проблемы. Обзор подготовила Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |