Роль дополнительного образования детей в сфере культуры и жизни обществаБиблиографический обзор Согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании», дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Мы рассмотрим деятельность учреждений дополнительного образования детей в рамках культуры и социальной значимости в жизни общества. Среди функций учреждений дополнительного образования выделяют следующие: образовательная, воспитательная, развивающая и креативная, а также обеспечение социализации и самореализации детей. Деятельность учреждений дополнительного образования играет немаловажную роль в сфере культуры общества, так как она способствует социализации детей и подростков, укреплению их здоровья, личностному развитию, духовно-нравственному, патриотическому, экологическому и эстетическому воспитанию. В обзоре мы рассмотрим методы и способы осуществления на практике некоторых из вышеперечисленных аспектов. Пожалуй, одним из наиболее важных и значимых вопросов на сегодняшний день является военно-патриотическое воспитание детей и подростков, в особенности учитывая намечающиеся тенденции уклонения от службы в армии. Представленная ниже статья детально анализирует методы решения проблемы военно-патриотического воспитания современной молодежи. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Раздел «Статьи». — Режим доступа: http://www.dopedu.ru. Автор подробно рассматривает понятие патриотизма, структуру гражданско-патриотического воспитания, цель и задачи военно-патриотического воспитания. В статье выделяются пять моделей военно-патриотического воспитания: предметно-тематическая (изучение предметов, относящихся к сферам прав человека, политологии, граждановедения и т. д.), межпредметная, институциональная (доминирование в образовательном учреждении общественного самоуправления), проектная, диссеминационная (внедрение готовых разработок). Достаточно развернуто изучены методы патриотического воспитания, формы реализации военно-патриотического воспитания. В материале выделяются конкурсы проектных разработок: описываются их основные цели, задачи, порядок оценки конкурсных работ и требования к ним. Также неоднократно подчеркивается роль образовательных программ дополнительного образования в данной сфере. В продолжение темы можно привести статью, рассматривающую вопрос военно-патриотического воспитания на примере практического опыта одного из учреждений дополнительного образования детей. Марденская, С. Ф. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания [Текст] / С. Ф. Марденская, С. В. Марденский // Дополнительное образование и воспитание. — 2012 . — № 1. — С. 17–21. Авторы рассказывают о военно-патриотическом объединении (ВПО) «Родина» г. Абакана, сплотившем 19 военно-патриотических школ города. Это учреждение занимается психологической, физической, строевой и стрелковой подготовкой будущих призывников при помощи проектов «Ралли выживания», «Школа безопасности», «Я — призывник». Цель — патриотическое воспитание молодежи и формирование ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности. Важным моментом является помощь родителей, социальных партнеров, участие ветеранов и младших школьников. Задействованы местные средства массовой информации, способствовующие повышению самооценки и дальнейшей мотивации участников. Проект «Ралли выживания» содержит множество важных элементов: отработка навыков физической и огневой подготовки, оказание первой помощи пострадавшим, тушение пожаров. Дети могут посмотреть выставки военной, спасательной и пожарной техники и спецодежды. Мероприятие «Школа безопасности» освещает вопросы правовых норм призыва, на встречу приглашаются сотрудники военкомата. Проект «Я — призывник» позволяет выявить знания и владение навыками, полученными в предыдущих проектах. Наряду с военно-патриотическим воспитанием, значительную роль в культуре общества играет краеведческое направление деятельности учреждений дополнительного образования, которое способствует расширению кругозора, духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию. Рассмотрим подробнее туристско-краеведческую деятельность. Волохатова, Н. М. Воспитание и социализация детей-сирот через курс «Краеведение» [Текст] / Н. М. Волохатова // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 2. — С. 15–17. Автор статьи говорит о значимости курса «Краеведение» в воспитании детей-сирот. В задачи курса входит: способствование расширению кругозора и эрудиции, профессиональному самоопределению, повышение культурного и духовно-нравственного развития, воспитание патриотизма и формирование здорового образа жизни. Здесь знакомят детей и подростков из сиротских учреждений. Проведятся теоретические занятия (лекции) и экскурсии по городу, ребята бывают в музеях. Воспитанники учятся работать с картами, писать исторические справки, занимаются подготовкой видеопроектов, выпускают «рукописные» журналы (например, «Наш исторический район Фили: Отечественная 1812 года», в котором издаются материалы об исторических памятниках, героях и полководцах того времени). Баташова, Т. Н. Воспитание личности ребенка средствами туризма, краеведения и экологии [Текст] / Т. Н. Баташова, Л. Г. Дербышева // Внешкольник. — 2012. — № 3. — С. 34–37. В статье содержится информация о деятельности ставропольского Центра туризма, краеведения и экологии. Одна из его задач — приобщение учащихся образовательных учреждений к туристско-краеведческой деятельности через проведение массовых мероприятий и соревнований. Помимо учебных групп, сформированных по интересам, есть группы-команды участвующие в конкурсно-игровых программах («ЮИД — надежный друг ГИБДД», «Эколог, краевед Отечества Ставрополья», «Дети — Дорога — Жизнь»). В центре также работают два детских общественных объединения: Союз «Дети Земли» и «Юные инспекторы движения», учащиеся которых проводят акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также по уборке и очистке загрязненных территорий города. Значительную роль играет формирование здорового образа жизни, ухудшение здоровья детей в настоящий момент стало серьезной проблемой как в сфере медицины, так и в сфере педагогики. Воспитание здорового образа жизни является одним из основных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Куженова, О. А. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни [Текст] / О. А. Куженова // Дополнительное образование и воспитание. — 2011. — № 3. — С. 27–29. В статье рассказывается о деятельности Детского оздоровительно-образовательного центра «Контакт» в Новом Уренгое, реализующем программу «За здоровый образ жизни» (программа рассчитана на детей 5–10 лет). В секциях Центра заняты тренеры-преподаватели по различным спортивным направлениям (бокс, мини-футбол и т. д.), которые помимо тренировок осуществляют спортивно-оздоровительные мероприятия (туристические походы или спортивные соревнования). Организатором Центра «Контакт» была проведена акция «Здоровье — наш выбор», включавшая в себя изготовление плаката на спортивную тематику и проведение конкурса рисунков. В рамках мероприятий выявилось, что дети испытывают потребности в знаниях о здоровом образе жизни, а также в умении укреплять и сохранять здоровье. Одним из неотъемлемых элементов культуры является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Этот вопрос подробно освещается в следующей статье. Кравцова, Л. Н. Духовно-нравственное воспитание в системе ДОД [Текст] / Л. Н. Кравцова // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 11. — С. 31–35. Автором подробно рассматривается аспект духовно-нравственного воспитания детей на примере целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области». В рамках программы создается детский Областной духовно-просветительский центр «Благовест». Центр занимается духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей, активно сотрудничая с местным Институтом искусств и другими учреждениями культуры. В нем проводятся различные внеклассные мероприятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию; мероприятия туристско-краеведческого направления. Значительную роль в деятельности Центра занимает применение социальных практик в обучении подростков: оказание социальной помощи (сбор одежды и игрушек для детских домов, проведение встреч и акций), пропаганда здорового образа жизни, профориентация, социальное образование и проектирование. Как мы уже убедились, деятельность учреждений дополнительного образования оказывает значительное влияние на культуру и жизнь общества в целом. Помимо материалов, представленных в этом обзоре, вы можете найти информацию о деятельности учреждений дополнительного образования на сайте Информационного портала «Дополнительное образование» (www.dopedu.ru) или в журнале «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» (электронная версия — www.sibvido.ru). Обзор подготовил Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |