Новое время. Новая школа. Новый учитель Вступительное слово к материалам форума
В рамках заявленной проблематики считаем необходимым обратить внимание читателя на чрезвычайно актуальную для современного этапа развития отечественного образования проблему гуманитарной самоорганизации личности в условиях социокультурной ситуации в России. В частности, гуманитарной самоорганизации учителя в системе дополнительного профессионального образования. Кафедра гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования не один год системно развивает данное направление в рамках курсового повышения квалификации и переподготовки учителя-гуманитария. В данном номере журнала хотелось бы продолжить практику оказания помощи и поддержки учителя иностранного языка по формированию профессионального портфолио по окончании курсовой работы1. Использование технологии «портфолио», как известно, призвано решить прежде всего проблему, связанную с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности непосредственных участников образовательного процесса (научного куратора, тьютора, преподавателей, каждого слушателя курсов). Имеющиеся наработки по созданию такого портфолио (требования к его наполнению, само наполнение, критерии и показатели его продуктивности и эффективности в широкой педагогической практике) представлены в авторском учебно-методическом пособии 2.
В связи с тем, что портфолио изначально нацеливает каждого слушателя на созданный им самостоятельный материализованный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность, привычными примерами такого продукта для учителя иностранного языка стали различные учебные проекты исследовательского характера (презентации учебного материала, доклады, статьи, эссе «Мое педагогическое кредо», написание рецензий на статьи и учебные пособия, подготовка сценариев урока или системы уроков, внеклассных мероприятий, написание концепций развития, планов самообразования, подготовка сценариев мастер-классов, проблемных семинаров для коллег, методическая копилка и т. п.). При этом мы уверены, что продвижению данной технологии особенно помогают слудующие организационно-педагогические формы: а) проблемные семинары и ежегодные конференции «Иностранные языки в современной школе»; б) научно-методические публикации в журналах и учебных пособиях, обобщающие передовой учительский опыт по применению инновационных методов; в) совместные с носителями языка и иноязычной культуры круглые столы, форумы и вебинары с применением новейших методик и технологий обучения иноязычной речевой деятельности; г) мастер-классы педагогов-практиков в базовых школах и институтах повышения квалификации; д) публикации материалов. По окончании курсов каждый слушатель представляет для апробации свое портфолио в группе. Его содержание позволяет оценить уровень повышения квалификации учителя иностранного языка не по наличию соответствующего документа, а по реальным навыкам, умениям, более совершенному профессиональному опыту, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после курсового повышения квалификации/профессиональной переподготовки или для дальнейшей профессиональной деятельности. Конечная цель — доказательство прогресса курсового обучения по результатам, по приложенным усилиям, по продуктам познавательной и исследовательской деятельности конкретного слушателя. А потому уже во время курсов важно систематически фиксировать свои достижения, постоянно анализировать причины своих успехов и неудач, отмечать свое отношение к тому или иному виду предлагаемой преподавателем/тьютором деятельности. Как показывает опыт, все это помогает слушателю не только понять цели и задачи сегодняшнего дня, но и выходить на понимание значимости рефлексии, оценки и самооценки. Будем надеяться, что некоторые результаты проведенной работы в рамках курсового повышения квалификации на тему «Реализация ФГОС в преподавании иностранного языка в современной школе» заинтересуют читателей нашего профессионального журнала в нескольких аспектах: содержательная сторона опыта, формат представленного материала, лингвостатус учителя-практика, работающего с современной терминологией науки об образовании, и перспективность наработок педагогов-практиков.
1 Буланкина Н. Е. Инновационные процессы преподавания английского языка в современной школе. Вступительное слово к материалам конференции // Сибирский учитель. № 1. 2012. С. 64.
2Буланкина Н. Е. Теория и методика обучения иностранным языкам. Новосибирск : Изд-во МПГУ, 2009.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |