Предвузовская подготовка иностранных граждан в российском вузе как инструмент социокультурной и языковой адаптации

Иностранные студенты, поступившие в Сибирский институт управления говорят о проблемах в обучении и общении, по результатам опросов имеют трудности в адаптации, языковые, социокультурные барьеры. Актуальность исследуемой проблемы – создание факультета предвузовской подготовки в вузе для иностранных студентов не вызывает сомнений. Согласно анализу затруднений, высказанных иностранными студентами,, необходимо обеспечить студентам не только углубленное изучение определенных дисциплин, но и сформировать комфортную образовательную среду, необходимую для адаптации иностранных студентов, предполагающую дальнейшее комфортное обучение. Также создание факультета предвузовской подготовки позволило бы сформировать устойчивые межличностные отношения на всех уровнях учебно-воспитательного процесса; овладевать языковыми и речевыми компетенциями; преодолевать коммуникативные барьеры в различных ситуациях общения со студентами и преподавателями; стимулировать самостоятельную учебную и внеучебную деятельность. Цель статьи - разработка проекта образовательной среды факультета предвузовской подготовки. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать проблемы иностранных студентов, обучающихся с Сибирском институте управления – филиале РАНХиГС; разработать обучающий проект, включающий углубленное изучение обязательных дисциплин, а также дисциплин, которые будут способствовать социокультурной и языковой адаптации иностранных студентов, развитию речи, интеллектуального и творческого потенциала абитуриентов, мотивировать их на дальнейшую учебу; разработать внеучебные мероприятия, позволяющие иностранным студентам познакомиться с русской культурой; обеспечить учебный и внеучебный процесс тьюторским сопровождением студентов из числа российских студентов, прошедших обучение в школе тьюторов.

Методы исследования: анализ затруднений иностранных студентов, возникающих в процессе обучения, тестирование иностранных студентов, методы проектированиия и прогнозирования. Обучение на факультете довузовской подготовки должно представлять собой не только углубленное изучение дисциплин, но и формирование для иностранных студентов благоприятной среды обучения.

Ключевые слова: иностранные студенты, факультет предвузовской подготовки, благоприятная образовательная среда, комплекс мероприятий, дидактические материалы, дисциплины факультета предвузовской подготовки.

Читать полностью

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети