Причинно-следственные связи между общими научными понятиями учебных дисциплин: возможности межпредметной интеграции

Задача педагогических вузов — готовить студентов к выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Среди этих требований — формирование научной картины мира у обучающихся. Чтобы сегодняшние студенты могли продуктивно работать в этом направлении, необходимо выстроить у них и научную картину мира, и пути ее формирования. Научная картина, согласно Стандарту, складывается на основе владения межпредметными понятиями, а также причинно-следственными связями. Поскольку пока отсутствует единое понимание сути «межпредметных» понятий, задача формирования на- учной картины решается через выявление причинно-следственных связей между общими научными понятиями, включенными в содержание рабочих программ учебных дисциплин. Широкий спектр причинно-следственных связей эффективно устанавливается при объединении усилий преподавателей разных специальностей. Цель работы — представить возможности межпредметной интеграции в раскрытии причинно-следственных связей между общими научными понятиями, включенными в рабочие программы учебных дисциплин. Основной метод исследования — обобщение педагогического опыта. Интеграция преподавателей разных специальностей использована для объяснения студентам особенностей подземных вод Новосибирской области. Прослежены причинно-следственные связи в системе общих научных понятий «атмосферные осадки — земная поверхность — осадочные породы — минералогический состав пород — подземные воды — почвенно-грунтовые воды — химический состав воды». Разработанный материал может быть использован как предмет дискуссии на аудиторных занятиях и служить основой для самостоятельной работы студентов. Представлены примеры тестовых заданий для проверки уровня усвоения обсуждаемых особенностей подземных вод. В дальнейшей межпредметной интеграции преподавателей видится большой потенциал.
Ключевые слова: научная картина мира, краеведческий материал, химия окружающей среды, физическая география Новосибирской области, подземные воды.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети