В научном поиске

Выявление закономерностей развития современного образования. Поиск путей, способов решения наиболее сложных педагогических проблем. Экспериментальная работа ученых и практиков.

Комплексная оценка комфортности дошкольной образовательной среды: региональный аспект

Достижение высокой комфортности образовательной среды является одним из целевых ориентиров деятельности дошкольной образовательной организации и ключевых параметров ее развития. В статье представлен региональный опыт комплексной оценки комфортности дошкольной образовательной среды, предполагающей изучение комфортности в единстве ее структурных компонентов, использование различных процедур и методов, осуществление оценки на основе статистических данных и результатов изучения мнений, участие в социологических опросах всех участников образовательных отношений.

Обеспечение мотивации педагогов к инновационной деятельности в современной школе

Высокие темпы развития общества, коренные преобразования последних лет в экономической, политической и социальных сферах требуют от системы образования инновационной открытости, во многом определяемой мотивационной готовностью педагогов к реализации нововведений. При создании эффективной модели мотивации по внедрению инноваций в образовательной организации необходимо подбирать действенные формы и методы стимулирования с учетом ведущих мотивов деятельности педагогических работников. Содержание статьи построено на основе теоретических методов: сравнительный и полинаучный анализ, синтез.

Генезис понятия «Учебный диалог» в педагогической науке

С учетом современной социальной и политической ситуации обосновывается проблема конструирования модели продуктивного учебного диалога, позволяющего эффективно формировать диалогическую позицию обучающихся начальной школы. Актуализируется необходимость выделения критериев оценки диалога на уроке и поиска проблем при формировании диалогической позиции ребенка. Содержание статьи построено на основе теоретических методов: анализа, идеализации, моделирования синтеза. На основе полинаучного анализа уточнено и сформулировано понятие «учебного диалога».

Эволюция системы педагогического музыкального образования в Новосибирске

В статье рассматриваются аспекты становления и развития системы педагогического музыкального образования в учреждениях среднего профессионального образования и высшей школе. Выделены некоторые проблемы профессиональной подготовки учителей музыки и дошкольных музыкальных работников в Новосибирске, описаны пути их решения на протяжении последних десятилетий. Цель исследования заключается в обозначении путей решения этих проблем, обосновании требований к профессиональным компетенциям преподавателя музыки.

Учитель глазами учеников

В исследовании, проведенном в лицее № 12 г. Новосибирска, проанализированы качества педагога, оцененные обучающимися среднего и старшего звена. В анкетировании приняло участие 152 человека. Исследование показывает, что наиболее высоко учащимися ценятся доброжелательность, справедливость и чувство юмора. Выделено три категории качеств педагога: предпочитаемые, средняя степень значимости и незначимые.

Преодоление адаптационнных трудностей первокурсников вуза: новые подходы

В статье актуализируются вопросы создания адаптивной образовательной среды для преодоления трудностей, возникающих у первокурсников в первые месяцы пребывания в вузе. Подчеркивается, что решение проблемы адаптационных трудностей позволяет создать условия для максимального достижения конечной цели пребывания студента в вузе: развития его личности, овладения профессиональной компетентностью как комплексом ключевых компетенций. Описаны результаты реализованного в ЕГУ им. И. А. Бунина проекта «Наставничество».

Изменения в процессе обучения в условиях дигитализации

В статье рассматривается проблема изменений в учебном процессе в контексте дигитализации образования нового формата. Акцентируется внимание на интерактивности процесса обучения иностранному языку в вузе, рассматриваются принципы цифровизации образовательного пространства. Оценивается важность роли эмоциональной составляющей в процессе обучения иностранному языку в вузе. Ставится задача формирования личности педагога в новых условиях, развитие мотивации и активизации деятельности обучающихся по усвоению учебного материала.

Когнитивные основы синтеза методик преподавания дискретной математики

Современная дискретная математика является теоретической и практической основой для инженерного и системного программирования, научных исследований, систем обработки и преобразования массивов информации, управления технологическими процессами, прочих информационных технологий. Основой же дискретной математики, как и всей остальной математики, является теория множеств. В работе предпринята попытка синтеза формально-логического и деятельностного подходов на основе когнитивного подхода к данным методикам в преподавании теории множеств.

Институционализация инноваций как составляющая управления современной образовательной организацией

В статье рассматриваются вопросы управления инновационными процессами в образовательной организации, итогом которого является институционализация разрабатываемых в педагогическом коллективе инноваций. В содержании статьи представлено авторское понимание процесса институционализации, показано отличие этого процесса от традиционного внедрения инноваций в практику работы образовательной организации, выявлены особенности управленческой деятельности по созданию условий развития творческого потенциала педагогов в ходе разработки и институционализации педагогических инноваций.

Влияние временного учебного коллектива на мотив обучения

В статье обозначены некоторые проблемы современного образования, в частности проблема формирования мотива обучения. Рассматриваются особенности пребывания детей во Всероссийском детском центре «Океан», дается характеристика понятия «временный учебный коллектив», выделены специфические черты временного учебного коллектива. Характеризуются возможные методики обучения, в частности физике, во временном учебном коллективе, выделены наиболее целесообразные технологии обучения: модульная и разноуровневая, игровая и личностно-ориентированная.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети