Формирование и диагностика творческих способностей на уроках географии

 Способности личности, в том числе и творческие, в различной социальной и образовательной среде формируются и реализуются неодинаково. Традиционные образовательные системы ориентированы, как правило, на формирование знаний, умений, навыков в основном на репродуктивном уровне, в лучшем случае — на развитие психических процессов. Развитию творческого потенциала личности должного внимания не уделяется или формирование соответствующих качеств осуществляется на этапе профессионального образования, когда жизненные позиции определены, а основные способности сформированы.

Поскольку темой нашего исследования является формирование творческих способностей учащихся, а именно интеллектуального творчества, мы бы хотели изложить свой подход к пониманию диагностики данной группы творческих способностей.

К важным проблемам формирования творческих способностей следует отнести значительные сложности их выявления, особенно в школьном возрасте. В то же время в условиях современной школы, переходящей на рельсы личностно-ориентированного обучения, без использования надежного диагностического инструментария невозможно добиться желаемого результата.

У педагогов-практиков возникает вопрос: какую систему диагностики использовать, чтобы создать оптимальные условия успешного обучения (в рамках конкретного предмета) для каждого учащегося?

В течение десятилетий создавались и совершенствовались методики, позволяющие выявлять и изучать как творческие, так и умственные способности. В рамках этой работы выделились два основных направления — исследование творческих способностей с помощью проблемных задач (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Махмутов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) и тестирование (А. Бинэ, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.). Разработанные методы и тесты применимы в условиях современной школы, но, как показывает практика, активно используются немногими учителями, поскольку требуют больших затрат времени, помощи специалиста-психолога, не всегда позволяют комплексно диагностировать способности в конкретных условиях.

Мы предлагаем формировать и диагностировать творческие способности учащихся в рамках урока на основе учета особенностей операционных механизмов учебно-познавательной деятельности и взаимосвязи их с психическими процессами.

Таблица 1

В таблице 1 представлены отдельные творческие способности, их операционно-деятельностная характеристика и особенности функционирования и развития психических процессов.

В качестве примера покажем, как данная работа реализуется в рамках конкретного урока географии «Равнинные и горные реки», проводимого в форме игры-путешествия.

Дорогие друзья!

Речное пароходство школы № 5 радо приветствовать Вас!

Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие, во время которого мы будем узнавать и показывать равнинные и горные реки на основе выделенных признаков, показывать на карте равнинные реки — Волгу, Днепр, горные — Терек, верхнее течение рек Енисея, Амазонки, Нила, определять по карте характер течения реки и наличие на ней водопадов, описывать на основе картин, звуковых фрагментов равнинные и горные реки.

С решением этих задач мы успешно справимся, если будем внимательны, наблюдательны, активны в течение всего урока.

Вы сегодня сидите по «каютам». Каждая «каюта» за правильно выполненное задание получает жетоны, которые будут поступать в «банк» на ваш счет. Кроме того, каждый член «каюты» работает одновременно и на свой счет. Если вы верно справились с заданием, вы отмечаете это в личной карточке учета.

По окончании путешествия подведем итоги — общий счет команд и личные счета членов команд.

Чтобы наше путешествие было приятным, у каждой команды на столе находится «пирамида настроения» с различными гранями: радостное, спокойное, грустное. Поверните к себе ту грань пирамиды, которая соответствует настроению вашей «каюты» в данный момент. Прошу вас не забывать во время игры выбирать грань пирамиды, соответствующую вашему настроению.

Внимание! Отправляемся в путь!

Вчера на адрес нашего теплохода пришло письмо от нашего друга барона Мюнхгаузена. Если вы помните, он периодически пишет нам письма, а поскольку человек он творческий, ему свойственна доля фантазии.

Наша задача — определить, какие ошибки он допустил в письме. За каждую найденную ошибку — жетон. Но прежде чем приступить к чтению, от каждой команды нужен один картограф, который будет работать с индивидуальным заданием во время прочтения письма.

Задание 1 (для картографов)

Рассмотрите внимательно задания к контурной карте. Выберите из представленных заданий только верные ответы. В бланке ответа отметьте верные ответы крестиком (+).

1. Правильно ли на контурной карте буквами (а, б, в, г) отмечены реки:

а) Амазонка; б) Нил; в) Волга; г) Миссисипи ?

2. Красным цветом на карте обозначены речные бассейны.

3. Синим цветом — речные системы.

4. Правильно ли отмечены правые и левые притоки реки Енисей?

5. Зеленым цветом обозначен водораздел.

Бланк ответа

litvinova2.gif (2098 bytes)

(отметьте крестиком правильные ответы)

Задание 2

Мой юный друг!

Наконец выкроил минутку написать тебе письмо. Совсем недавно побывал я в Южной Америке и решил махнуть вниз по течению реки Миссисипи. Устье этой реки, как известно, располагается на равнине. Живописные места я тебе скажу! Так вот, плыву я, значит, на плоту по главной реке Миссури, а навстречу мне — огромный крокодил! Я спрашиваю: «Откуда плывешь?», — он посмотрел так ехидно, клацнул зубами и нырнул в воду. Так и есть, в водораздел соседней реки поплыл — рыбы там, говорят, много.

Плыву дальше. Весь бассейн реки как на ладони, даже левый приток Миссури видно. Достал бинокльисток, я ведь через него в Мексиканский залив планировал попасть.

Прости, мой юный друг, вынужден прервать письмо — кажется, пираты. Так и есть! Несутся на всех парусах, да прям по всей речной долине!

Ну, все! До встречи, пиши. Твой друг барон Мюнхгаузен.

Подведем итоги. Картографы сдают задания комиссии, а вы, уважаемые члены «кают», посчитайте количество заработанных жетонов.

Сейчас наше путешествие принимает характер беседы, в ходе которой мы заполним бортовые журналы. Откройте их, запишите число, тему и заполните сводную таблицу.

litvinova3.gif (4854 bytes)

Задание 3

Прежде чем заполнить таблицу, послушайте, пожалуйста, одну историю.

Жили на свете две подружки. Но только все удивлялись и спрашивали друг друга: «Что же их объединяет, ведь они такие разные?».

Одна ласковая, слова грубого не скажет, а если кто против нее встанет — не перечит и лучше обойдет. Движется медленно, еле слышно.

Другая же стремительная, суетная, сметает все на своем пути, лучше не попадайся ей, а если найдется смельчак — сразу же всю прыть собьет, да еще и камнем вдогонку запустит.

О ком идет речь? Подсказка: объединяет этих двух подруг имя, а вот фамилии у них разные.

Задание 4

Как вы считаете, от чего зависит характер течения реки?

Задание 5

Вспомните, какие формы рельефа существуют.

Задание 6

Сделайте собственное заключение, какие по характеру течения реки выделяют.

Задание 7

Обратите внимание на картину. Какая по характеру течения река изображена?

Задание 8

Докажите, что на картине изображена равнинная река.

Выделяют признаки:

  • течение спокойное, медленное, извилистое;
  • долина широкая (горные породы, слагающие русло равнинной реки, осадочного происхождения — мягкие, легко размываемые);
  • падение от истока до устья небольшое (до 500 м.).

По ходу работы фиксируют информацию в тетрадь.

Задание 9

Можем ли мы определить равнинные реки по карте? Чем для этого необходимо воспользоваться? (Шкалой высот: равнинные реки показаны зеленым и светло-желтым цветом, 0—500 м.)

Задание 10

Сформулируйте правило определения характера течения реки по географической карте.

(Если река протекает по территории, высота которой не превышает 500 м, то такую реку можно считать равнинной.)

Задание 11

Приведите примеры равнинных рек.

Задание 12

Как, на ваш взгляд, используются равнинные реки человеком?

Задание 13

Подведем итог. Какие реки называют равнинными?

Задание 14

Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Подумайте, к характеру какой реки, горной или равнинной, больше подходит мелодия? Почему? (Звучит мелодия «Полет шмеля».) По ходу обсуждения услышанного фрагмента определяются и фиксируются главные признаки горной реки.

  • по характеру течения — бурная, быстрая;
  • речная долина узкая, глубокая (горные породы, слагающие русло, магматического происхождения — твердые, трудно размываемые);
  • падение от истока до устья большое.

Задание 15

Для чего, на ваш взгляд, удобнее всего использовать горную реку?

Задание 16

Приведите примеры горных рек.

Задание 17

Обобщите, какие реки можно считать горными.

Задание 18

Послушайте внимательно рассказ путешественника. О какой реке, по характеру течения, идет речь?

«Когда мы подходили к реке, мне стало не по себе. Вода неслась с бешеной скоростью, все время слышался гул перекатывавшихся камней. Моя лошадь тревожно фыркала, а у меня от быстрого течения кружилась голова, но нужно было, не теряя времени, перебираться на ту сторону. Вода прибывала с каждой минутой».

Задание 19

Прослушивая следующий музыкальный фрагмент, представьте, что вы находитесь на берегу реки. Попытайте описать ваши ощущения, которые вызовет у вас предлагаемая мелодия.

По ходу наших рассуждений мы выяснили, что русла горных и равнинных рек сложены разными горными породами. Поскольку русла горных рек слагаются твердыми горными породами, то на дне могут образовываться пороги. На рисунке 64, с. 104 учебника рассмотрим схему образования порогов.

Задание 20

Какое определение подходит к понятию «пороги»?

Задание 21

Представьте это определение в виде сигнальной карточки.

Задание 22

Как меняется течение, если в русле реки встречаются пороги? Можно ли сделать порожистую реку судоходной?

В русле отдельных рек встречаются уступы, с которых вода низвергается с огромной силой, образуя водопады (рис. 65).

Задание 23

Давайте рассмотрим комические картинки «Водопады мира»; определим, какой водопад является самым высоким; выясним при помощи физической карты атласа, на каких реках и материках они находятся.

На рисунках представлены водопады:

Анхель — водопад на реке Чурун, притоке Карони (бассейн Ориноко). Самый высокий водопад в мире — 1054 м. Название — по имени американского летчика, который его открыл.

Ниагарский — водопад на реке Ниагара между озером Эри и Онтарио. Высота более 50 м. Название его произошло от индейского — «большой шум», «гремящая вода».

Виктория — водопад на реке Замбези в Южной Африке. Высота — 120 м. Открыт английским путешественником и исследователем Д. Ливингстоном в 1855 г. На местном языке название означает «гремящий дым».

Задание 24

В качестве закрепления изученного материала каждой «каюте» придумать загадки-пантомимы на рассматриваемые сегодня понятия. Ваш выбор определит жребий.

Подведем итоги работы. Подсчитайте общее количество жетонов каждой «каюты», баллы в личных карточках учета.

В процессе данного урока мы на основе контент-анализа попытались проследить динамику формирования творческих способностей, выявить преимущественную направленность и эффективность применяемых заданий. Результаты данной работы представлены в таблице 2.

litvinova4.gif (18554 bytes)

В заключение можно сделать следующие выводы.

Формирование творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих не только развитию креативных качеств личности, но и оптимизирующих все психические процессы, познавательную деятельность в целом.

Включение различных заданий, вопросов, задач (при изучении любой темы курса), направленных на формирование разных видов творческих способностей, позволяет не только одновременно диагностировать особенности протекания психических процессов у каждого конкретного учащегося, но и выявлять степень выраженности целой группы творческих способностей.

Индивидуальные и групповые программы формирования творческих способностей с использованием различных упражнений для подготовки учащихся к активной творческой деятельности способствуют тренировке памяти, навыков быстрого чтения, развитию мышления и т.д.

Использование контентанализа позволяет не только выявлять действенность применяемых заданий, определять уровень сформированности творческих способностей, снижать утомляемость и повышать качество усвоения учебного материала, но и диагностировать, прогнозировать развитие учебного процесса.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Методы исследования интеллектуальной активности. // Вопросы психологии. - 1971. - № 1.
  2. Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Введение в психологию научного труда. - Кишинев: Штлинца. - 1990.
  3. Шадриков В.Д. Способности человека. - Воронеж: "МОЗДЭК". - 1997.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети