Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)

Библиографический обзор

«Общество развивается, совершая одну технологическую революцию за другой. И каждый раз, укоренившись в общественном производстве или социальной сфере, новые технологии приходили в образование, порождая новые образовательные технологии и тем самым обеспечивая виток в спирали его развития», — из интервью В. В. Гузеева.

Гузеев, В. В. ТОГИС — 2010: после шести лет эксперимента [Текст] / В. В. Гузеев // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 60—76.

Автор ТОГИС-технологии, доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО рассказывает о новой педагогической технологии, ее создании и апробации, изменениях, которые появились в технологии в ходе эксперимента (эксперимент еще продолжается). Изначально технология существовала в нескольких вариантах: собственно ТОГИС, построенная на интегральной технологии (для школы); ТОГИС-вуз (для студентов) и ТОГИС-ПК (для обучения мотивированных взрослых профессионалов). Последняя из перечисленных оказалась наиболее простой в освоении и применении (отчасти из-за того, что сами учителя обучались по этой версии). На практике выяснилось, что обучаемые всех категорий при работе с этой технологией ведут себя как мотивированные профессионалы. Замечательным (спрогнозированным с самого начала) оказался эффект отсутствия неуспешных учеников. Главное в этой технологии — формирование системы ценностей и отработка деятельностных умений. При этом система ценностных предпочтений формируется как результат собственной деятельности, размышлений и споров. В статье анализируются проблемы применения технологии: неопределенная продолжительность уроков (2—3 академических часа), доступность для ученика любой нужной ему информации (главным образом через сеть Интернет), составление деятельностно-ценностных задач и отбор культурных образцов (для учителя). В результате экспериментаторской деятельности становится ясно, что все трудности преодолимы. Например, накоплен некоторый запас деятельностно-ценностных задач, прошедших экспертизу:

Дружинина, Л. И. Графы [Текст] / Л. И. Дружинина // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 83—89.

Автор — учитель математики средней школы № 45 г. Калининграда, одной из экспериментальных ТОГИС-площадок, представляет разработку для 7—9 классов по математике по теме «Теория вероятности». Вопрос задачи: Как выбрать наикратчайший маршрут поездки? Цель — познакомить школьников среднего звена с историей возникновения теории графов и ее применением в различных отраслях науки и техники. Культурный образец — статья «Графы» из энциклопедического словаря юного математика и ссылка на электронный источник. В ходе работы развиваются знания учащихся о способах решения логических проблем, связанных с перебором вариантов, в результате формируется математическая культура и речь.

Учитель другой экспериментальной площадки (Центр образования № 429, г. Москва) А. Ю. Назаров — автор задачи по химии и математике:

Назаров, А. Ю. Химические и математические уравнения [Текст] / А. Ю. Назаров // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 119—121.

Урок химии в седьмом классе по теме «Сходство и различие химических и математических уравнений» рассчитан на продвинутый уровень учащихся. Им предлагается найти как можно больше сходств и различий уравнений двух дисциплин. Представлены возможные информационные источники и культурный образец, взятый из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. В методическом комментарии отмечается, что учащиеся, как правило, не видят сходства между химическими и математическими уравнениями, если же они их найдут, это может способствовать успешности школьников в обеих науках.

По отношению к другим дисциплинам на решение деятельностно-ценностной задачи по иностранному языку у учащихся уходит, как выяснилось, больше времени (3—4 академических часа), но, по словам самих учеников, они этого времени почти не замечают, т. к. работают в команде.

Казак, Л. Г. Британские традиции, связанные с королевой Елизаветой II [Текст] / Л. Г. Казак // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 94—96.

На уроке английского языка в восьмом классе по теме «Традиции и обычаи жителей Великобритании» учащимся предлагается выяснить, почему Елизавета II имеет два дня рождения. Возможные источники информации: сайты (даны адреса). В процессе решения задачи учащиеся осваивают коллективные формы работы, у них формируются навыки комплексного мышления, обеспечивается развитие в открытом информационном пространстве.

Автор следующей статьи в качестве источника информации предоставил учащимся книгу (на иностранном языке):

Волкова, М. С. Визит в Буэнос-Айрес [Текст] / М. С. Волкова // Педагогические технологии. — 2010. — № 3. — С. 77—78.

На уроке испанского языка в восьмом классе по теме «Город, в котором я живу» для учеников с минимальным уровнем владения иностранным языком, нужно проложить путь в городе Буэнос-Айресе от порта до отеля так, чтобы посмотреть как можно больше достопримечательностей и получить как можно больше впечатлений за один день. В процессе учащиеся получают возможность составить индивидуальные маршруты, познакомиться с планом города, узнать обо всех достопримечательностях Буэнос-Айреса и выбрать наиболее интересные.

Следующая статья представляет анализ формирования ключевых компетенций при проведении ТОГИС-уроков:

Мозняк, Е. Г. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на ТОГИС-уроках [Текст] / Е. Г. Мозняк // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 337—339.

В публикации содержатся выводы по формированию ключевых компетенций у школьников при проведении ТОГИС-уроков. Сначала было сделано предположение, что урок, который коренным образом отличается по форме и содержанию, должен иметь и отличия в формировании учебных компетенций. Из опыта проведения таких уроков в течение года стало ясно, что выделяются следующие ключевые компетенции: организационные, логические, информационные, коммуникативные, личностные, общекультурные. В результате наблюдений, анкетирования и диагностики был сделан вывод: при применении технологии в рамках одного ТОГИС-урока у учащихся формируются и развиваются до 80 % универсальных умений. В традиционном обучении, чтобы отследить все эти компетенции, учителю придется провести ряд уроков и проделать трудоемкую работу по организации разнообразных видов деятельности для формирования этих умений. В табличной форме даны компетенции, формирующиеся на определенном этапе урока.

Опытом организации ТОГИС-уроков делится учитель школы № 22 г. Владивостока.

Урсакий, И. Б. Опыт организации ТОГИС-уроков [Текст] / И. Б. Урсакий // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 104—105.

Эта статья — размышление — эмоциональное ощущение от работы учителя над ТОГИС-уроком. «Легче создавались задачи по гуманитарным дисциплинам. В этих областях легче понять, какие ценности передаются в задачах <…> Ценностное значение предметов естественнонаучного цикла не такое явное <…> Найти правильный подход, способ составления задач по этим предметам — очень важная проблема». Автор знакомит с методикой, когда группы на уроках решают разные задачи, объединенные одной темой. Задачи могут быть представлены не только текстом, но и видеофрагментом, аудиозаписью, что, по мнению автора, еще больше увеличивает продолжительность урока. Заканчивается статья следующим высказыванием: «Восторг и положительные эмоции, о которых говорят дети после проведения ТОГИС-уроков, стоят того, чтобы эксперимент продолжался».

Завершает наш обзор статья Ю. В. Косолаповой, методиста Центра инновационных проектов и программ ПИППКРО г. Владивостока, который является координационной площадкой ТОГИС:

Косолапова, Ю. В. Опыт организации экспериментальной деятельности педагогов Приморья по программе «Деятельностно-ценностные задачи ТОГИС: организация образовательной деятельности и управление развитием учащихся» [Текст] / Ю. В. Косолапова // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 126—131.

В августе 2009 года на базе института началась экспериментальная исследовательская деятельность ТОГИС. Основная цель участия в эксперименте — отработка элементов ТОГИС на практике: определение предметных областей, разработка системы деятельностно-ценностных задач, выработка алгоритма поиска культурных образцов. Автор рассказывает о структуре экспериментальной работы, пошаговом включении педагогов в эксперимент, девяти экспериментальных площадках Приморского края. Эффективность экспериментальной работы зависит от ряда факторов: социально-психологических, организационно-управленческих и экономических. За первый год эксперимента было разработано 49 деятельностно-ценностных задач по предметам, проведено 62 урока с решением этих задач, изучена позиция учащихся, выявлены качественные изменения в контексте триады участников экспериментальной работы «учитель — ученик — экспериментальная площадка». Одним из важнейших результатов первого года эксперимента стал сайт «ТОГИС-клуб» (www.togisklub.ru), созданный с целью расширения сетевого взаимодействия участников экспериментальной работы по ТОГИС.

Эксперимент продолжается, преодолеваются трудности этой технологии, и становится очевидным, экспериментальная работа несет в себе потенциал развития, направленный на успешное решение тактических и стратегических образовательных задач по реализации инновационной образовательной практики.

Обзор подготовила
ведущий библиотекарь НИПКиПРО
Т. Н. Литвинова

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети