2012 № 2 (81) апрель | Сибирский учитель


2012 № 2 (81) апрель

№ 2 апрель 2012

№ 2 апрель 2012

Естественнонаучное и математическое образование в школе:
традиции и инновации

Если выхотите использовать целые материалы или некоторые идеи из публикаций, пожалуйста, укажите ссылку на наше издание:
Автор. Название статьи / / Сибирский учитель. — 2012. — № 2.

Потери и перспективы естественнонаучного образования

Когда в 1970—1980-е годы мне приходилось общаться с американскими физиками (в новосибирском Академгородке в то время было тесное научное сотрудничество с физиками из США), они удивлялись, что в наших школах (даже на первой ступени обучения — теперь основная школа) дети овладевали материалом, который у них тогда изучался только в специализированных колледжах и вузах. Такое же удивление высказывали ученые из других стран по поводу не только физики, но и других естественнонаучных дисциплин и математики, изучаемых в советской школе.

Методология деятельности экспериментирования как стратегического ресурса физического образования

В статье предлагается концепция использования методологии познания для нормирования процессов деятельности экспериментирования.
Ключевые слова: методология, современное образование, научный метод познания, учебная деятельность, познание, модель, нормирование познавательной деятельности, физическое мышление, учебные экспериментальные исследования.
 


The Methodology of Experimentation as a Strategic Resource for Physical Education
 

Генетический подход в обучении математике

В статье рассматривается теория и практика обучения математике, генетический подход в обучении, как основа формирования познавательных метапредметных умений. Авторами много внимания уделяется философским основам процесса возникновения математического знания, вопросам естественного введения математических понятий.
Ключевые слова: обучение математике, методический подход, дидактический подход, генетический подход, гуманитарный подход.
 
Genetic Approach to Teaching Mathematics
 

К вопросу методологии общепредметного образования

В статье рассматриваются общепредметное содержание образовательных стандартов, интеграционные процессы в науке и общем образовании, связи и зависимость естественных и гуманитарных наук.
Ключевые слова: методология, общепредметное содержание, метапредметное содержание, научная картина мира, естественные науки, гуманитарные науки.
 
On the Methodology of Integrative Education
 

К метапредметности через эвристическую конкретность

Уровень метапредметности станет не столь далеким и абстрактным для субъектов образовательного процесса, если он основывается на конкретных необычных моментах, открытых на уроке и значимых как для педагога, так и для учащихся.
Ключевые слова: метапредметный подход, компетенция, гуманизация, гуманитаризация, интеграция, точки удивления, антиномии, парадоксы.
 
To Metasubjectivity Through the Heuristic Concreteness
 

Знание как процесс

В статье рассматривается одна из моделей, представляющая взаимосвязь и взаимообусловленность трех линий процесса познания: прагматической, описательной и методологической. Много внимания уделяется философским основам процесса возникновения знания. Статья будет интересна учителям-исследователям, деятельность которых направлена на осознание особенностей познавательного процесса и мыслительной деятельности ученика.
Ключевые слова: гносеология, методология, процесс познания, знание.
 
Knowledge as a Process
 

Экспертные системы в математическом образовании: проблемы разработки и применения

Автор исследует затруднения учащихся в изучении математики. В ходе изучения проблемы выяснилось, что школьники предпочитают получить помощь от ЭВМ. В связи с этим была разработана экспертная система для обучения математике, которая и описана в данной статье.
Ключевые слова: экспертная система, методика разработки экспертных систем, урок математики.
 
Expert Systems in Mathematical Education: Problems of Development and Use
 

Антиномия света и тьмы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Убедительное описание состояния героев, понимание психологии их поступков позволяет произведениям Ф. М. Достоевского сохранять свою актуальность в наше время. В статье предоставлен анализ проявления добра и зла в главных героях романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Основное внимание уделяется женским образам -- Настасье Филипповне Барашковой и Аглае Епанчиной. Героини рассматриваются в мифопоэтическом ключе, как носительницы сакрального/светлого и инфернального/темного начал. Выявляется наличие света и тьмы в каждой из женщин, которых любит князь Мышкин.

Электронный образовательный ресурс для начальной школы: специфика и особенности создания

В статье анализируются актуальность, нормативные и методические основания, а также электронные образовательные пособия для работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе. На основе анализа определяется структура и содержание создаваемого электронного образовательного ресурса в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: урок русского языка, электронный образовательный ресурс, методика обучения языку, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети