Реализация ФГОС второго поколения: научно-методическое сопровождение

Тема данного обзора выбрана не случайно, поскольку ФГОС — неотъемлемая часть образователь-ного процесса как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образова-ния. Недавно внедренные ФГОС начального образования (начиная с 2009 года) и основного общего образования (с 2010 года) предъявляют принципиально новые требования и подходы к организации обучения школьников.

В частности, одной из основных особенностей новых образовательных стандартов является исполь-зование личностно-ориентированного обучения; формирование у школьников ключевых компетен-ций; воспитание культурно и социально адаптированной личности. В обзоре представлены публикации, отражающие опыт реализации ФГОС, а также методические вспомогательные матери-алы для учителей-предметников, преподавателей начальных классов и руководителей общеобразо-вательных школ.

Итак, что конкретно изменилось в процессе обучения в связи с внедрением новых стандартов? По-пробуем ответить на этот вопрос при помощи следующей статьи:

Якушина, Е. В. Учитель готовится к уроку: что изменили новые стандарты [Текст] / Е. В. Яку-шина // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 177–180.

Одна из характерных особенностей новых стандартов — деятельностный подход в образовании, направленный на развитие личности учащегося; в частности, одним из его главных аспектов является формирование универсальных учебных действий (УУД), делящихся на четыре вида — личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Как отмечает автор статьи, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемым элементом реализации УУД, поскольку отвечают требованиям стандарта к метапредметным результатам освоения основной программы. Более того, на сегодняшний день разработаны специальные программы развития УУД с использованием ИКТ. В публикации приводится подробный план программы развития УУД, включающий в себя: содержание программы, этапы конструирования урока (данная схема является универсальной, так как может использоваться как преподавателем начальных классов, так и учителями-предметниками), описание дидактической структуры (детальное планирование конкретного урока) и составление технологической карты урока.

В качестве продолжения данной тематики можно привести следующую статью, автор которой рассматривает данный вопрос с точки зрения профессионального развития преподавателей:

Галеева, Н. Управление профессиональным развитием педагогов в условиях введения ФГОС. Каких ошибок следует избегать администрации на этапе введения стандарта [Текст] / Н. Галеева // Первое сентября: управление школой. — 2013. — № 4. — С. 23–30.

Какие изменения, непосредственно связанные с внедрением ФГОС второго поколения затронули сферу профессионального развития учителей? Н. Галеева рассматривает деятельность педагога как систему, на сегодняшний день выделяет несколько объектов управления, от которых напрямую зависит результат реализации новых стандартов — планирование уроков и внеурочной деятельности, техническое оснащение и система оценки образовательных достижений учащихся. Все эти факторы, в свою очередь, напрямую зависят от управленческой компетентности преподавателя. В таких условиях при проектировании образовательного процесса один из наиболее эффективных методов в управлении образованием — объединение принципов ресурсного и функционального подходов. В публикации автор выделяет следующие вопросы внедрения ФГОС: 1) изменения в системе оценивания образовательных достижений; 2) соотношение управленческих функций и требований к ресурсам в рамках объектов управления (процесс детально представлен в форме таблицы); 3) составление «дорожной карты» по подготовке учителя к реализации новых стандартов. Все перечисленные вопросы подробно рассмотрены в публикации с использованием приложений в форме таблиц.

Стоит отметить, что проблема реализации новых стандартов затронула деятельность не только преподавателей младших классов и учителей-предметников, также произошли существенные изменения в сфере управления общеобразовательных учреждений. Одной из наиболее актуальных проблем среди директоров школ стала организация внутришкольного контроля в условиях внедрения новых стандартов:

Губанова, Е. Реализация федерального стандарта и внутришкольной контроль [Текст] / Е. Гу-банова, Г. Коптелова // Директор школы. — 2012. — № 6. — С. 71–78.

Итак, какие же подходы внутришкольного контроля (ВШК) применяются сегодня в условиях реали-зации ФГОС? Как считает Е. Губанова, самый простой — «растворение» контроля в общем плане ВШК. Контроль может быть представлен в качестве самостоятельного раздела (например, «Контроль реализации ФГОС»); в качестве примера авторы приводят подробный перечень контрольных действий и их содержание в рамках ВШК (включает в себя систему управления учреждением, работу с кадрами и учащимися, финансово-экономический контроль и материально-техническое оснащение). Второй подход — реализация стандартов по направлениям, представленным в «дорожной карте» введения ФГОС НОО, предполагающую несколько этапов: нормативно-правовое обеспечение введения стандарта, финансово-экономическое, организаци-онное, информационное и материально-техническое обеспечение. Третий способ контроля внедрения ФГОС построен с учетом следующих категорий требований: 1) требования к результатам основной образовательной программы (ООП); 2) требования к структуре ООП; 3) требования к реализации ООП. Четвертый подход — «каскадная» модель ВШК, затрагивающая несколько аспектов деятельности: контроль системы управления образовательным учреждением, внедрение ФГОС в учебный и воспитательный процессы, контроль за профессиональным развитием педагога. Более подробные сведения о данных подходах читатели могут найти в публикации.

Одним из неотъемлемых элементов новых стандартов является формирование универсальных учеб-ных действий (УУД), направленных на личностное развитие школьников. В следующей статье при-водится подробное описание особенностей формирования УУД, а также наиболее оптимальный способ их реализации:

Шевцова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е. А. Шевцова // Начальное образование. — 2013. — № 3. — С. 12–17.

Автором статьи приводится подробное описание видов УУД, а также наиболее эффективные мето-дики реализации универсальных учебных действий в начальной школе. Е. А. Шевцовой выделены следующие виды универсальных учебных действий: 1) личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся); 2) регулятивные (их цель — обеспечение организации учебной деятельности); 3) познавательные (включают в себя действия по постановке и решению проблемы); 4) коммуникативные (задачи этого вида — достижение сотрудничества между учащимися, разреше-ние конфликтов и обучение учеников максимально точно выражать свои мысли). Приоритетные за-дачи учителя на первом этапе — обучение воспитанников умению самостоятельно ставить цели и организовывать учебную деятельность. Как считает автор, одним из непременных условий реализа-ции УУД является обеспечение преемственности учащихся в освоении этими действиями — учитель должен стремиться не только наглядно объяснять материал, но включить учеников в учебный процесс. Одним из способов реализации этих задач является использование методов активных форм обучения, в частности — создание проблемных ситуаций. Данный метод стимулирует школьников к самостоятельному поиску решения сложных и нестандартных задач. При этом нужно соблюдать следующие условия: 1) вводить задачи в последовательности нарастающей сложности; 2) предоставление учащимся максимальной самостоятельности (в том числе дать возможность пройти по ложному пути, когда ученик сам убедится, что он не прав). Данным метод является наглядным примером групповых форм обучения, помогающих ученикам младших классов развивать познавательную активность, творческие навыки, а также стремлению к сотрудничеству и работе в команде.

Основные проблемы в сфере внедрения ФГОС сформулированы. Какие же существуют способы их решения? И какой из них наиболее актуален? В качестве одного из примеров решения проблем мож-но привести следующую публикацию, наиболее четко учитывающую требования новых стандартов:

Логинова, О. Б. Реализация требований ФГОС [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева // Первое сентября: начальная школа. — 2012. — № 1. — С. 4–12.

Публикация представляет собой выдержки из курса лекций «Реализация требований ФГОС. Началь-ное общее образование» (более подробную информацию о курсах можно найти на сайте http://edu.1september.ru/subjects/12). Авторами выделено несколько вопросов реализации ФГОС вто-рого поколения: 1) стандарт как общественный договор (конкретизируются взаимоотношения и обя-зательства между участниками образовательного процесса, то есть между образовательным учре-ждением и обучающимся); 2) ориентация на результат (рассматриваются цели и задачи стандарта, а также наиболее оптимальные пути их достижения); 3) система документов, обеспечивающих функ-ционирование стандарта (указывается перечень необходимых элементов для реализации ФГОС — учебный план, программы развития и формирования УУД, духовно-нравственного воспитания и т. д.). Также в качестве отдельного вопроса выделена реализация парадигмы деятельностного развития (овладение личностными, предметными и метапредметными действиями). Кроме того, в статье даны детальный анализ и сравнение новых образовательных стандартов и ФГОС первого поколения. Каждая из вышеперечисленных проблем выделена в публикации в качестве отдельного подраздела с приложениями в виде схем.

Существуют различные подходы к решению проблем реализации новых стандартов. Автор данной статьи осуществляет комплексный подход в решении проблем преподавателей и руководителей общеобразовательных учреждений:

Губанова, Е. ФГОС в школе: риски и проблемы реализации [Текст] / Е. Губанова // Директор школы. — 2012. — № 10. — С. 18–22.

Автор отмечает, одно из главных препятствий на пути реализации ФГОС является неготовность учителей и управленцев к работе по новым стандартам. В чем же заключается неготовность, и как можно решить эту проблему? Указанные проблемы неподготовленности можно разделить на несколько групп: общие (неготовность планировать учебный процесс согласно ФГОС и в принципе что-то менять в данной сфере), личностные (психологическая, дидактическая, организационно-нормативная и профессиональная неготовность) и системные проблемы. В последнюю группу входят проблемы руководителей ОУ (отсутствие навыков стратегического планирования, формали-зованный подход к обучению, неинформированность об изменениях в образовательной деятельности), проблемы педагогов (малый опыт проектной и исследовательской деятельности, формирование и реализация программ духовно-нравственного воспитания и т. д.), проблемы реализации ОП (отсутствие материально-технической базы, неэффективное использование ресурсов и недостаток квалифицированных психологов). Н. Губанова считает, что ключевую роль в решении проблем является командный стиль работы. В качестве доказательства актуальности такого метода автором приведены некоторые пути наиболее эффективной реализации ФГОС в форме таблиц — в первой описывается план организации работы участников процесса, во второй — содержание деятельности и предполагаемые результаты внедрения ФГОС.

Существуют специализированные модели общеобразовательных учреждений, в частности обще-ственно активные школы. Их способ реализации требований ФГОС — применение полученных навыков на практике в рамках социальной и общественной деятельности:

Буояркова, И. В. Опыт реализации требований ФГОС в основной образовательной программе начального общего образования школы [Текст] / И. В. Буояркова, А. И. Ауходеева, Н. В. Рахатина // Методист. — 2013. — № 4. — С. 49–53.

Авторами публикации показывается опыт реализации ФГОС начального общего образования в рам-ках внеурочной деятельности школьников на примере одной из общеобразовательных школ г. Чер-ногорска. Данное учреждение развивается в качестве действующей модели общественно активной школы (ОАШ). В основе ее образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, направленный на воспитание и развитие личности детей. Один из важнейших аспектов такой модели — реализация навыков и проектов учащихся на практике, позволяющая развивать их творческие потребности с учетом индивидуальных особенностей. Для реализации основных образовательных программ учителю необходимо: обеспечить разнообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, создание пространства для социальных практик и приобщение младших школьников к общественной деятельности. В статье выделена внеурочная деятельность как один из основных способов реализации требований ФГОС. Общественно активные школы наиболее широко применяют следующие методы в данной сфере — оптимизационная модель (объединение внутренних ресурсов образовательного учреждения, в данном случае: классных руководителей и учителей-предметников). В данной публикации раскрыта деятельность кружков и факультативов по направлениям духовно-нравственной, социальной и спортивно-оздоровительной деятельности.

В обзоре были представлены наиболее интересные статьи о проблемах реализации новых стандар-тов и их решения. Более подробную информацию читатели смогут найти в журналах «Методист», «Директор школы», «Начальное образование», «Первое сентября: начальная школа», «Первое сен-тября: управление школой».

Обзор подготовил библиотекарь НИПКиПРО С. Ю. Половников

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети