Из истории

Иркутская частная женская школа Н. В. Сукачёвой: образование в Сибири в конце XIX–начале XX вв.

Статья содержит информацию об истории функционирования «бесплатной школы для девочек», которая была открыта в конце XIX века благотворительницей, педагогом, женой иркутского общественного деятеля Надеждой Владимировной Сукачёвой в г. Иркутске на собственные средства и содержалась ею на протяжении 34 лет. Освещены данные, касающиеся организации образовательного процесса, представлены биографические сведения о некоторых представителях педагогического персонала. Обращение к теме обусловлено малой степенью изученности.

Особенности корреляции исторического реализма философии Аристотеля c образовательными концептами

В статье исследуется исторический реализм в философии выдающегося древнегреческого философа и педагога Аристотеля, который сложился к IV веку до н.э. Его знание необходимо нам для того, чтобы, во-первых, понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в Древней Греции; во-вторых, выяснить, ка- кие образовательные концепты философ Аристотель позаимствовал от своего учителя Платона, а какие внедрил в древнегреческую педагогику сам.

Особенности философии образования Иммануила Канта

В статье рассматриваются особенности философии образования основоположника немецкой классической философии, ученого, философа и педагога Иммануила Канта (1724–1804). В ходе исследования было выявлено, что значение его философии образования настолько многогранно, что потребуется междисциплинарный анализ, приводящий к следующим результатам. Во-первых, показано, в каких социально-политических условиях сформировалась кантовская философия образования и какое влияние на нее оказали идеи Просвещения.

Как схоластическая концептуальность Фомы Аквинского коррелируется со средневековой философией образования (философско-педагогический анализ)

В статье анализируются особенности философии образования выдающегося представителя средневековой схоластики, философа, теолога и педагога Фомы Аквинского, знание которой необходимо, во-первых, чтобы понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в истории; во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты он позаимствовал от своих предшественников, а какие внедрил в педагогическую практику самостоятельно.

Становление начального профессионального образования в Оренбуржье в 1920–1930-х годах

В статье освещены важные преобразования в системе начального профессионального образования Оренбуржья в 20-е и 30-е годы XX века. На базе архивных материалов и периодики автор раскрывает все трудности, с которыми сталкивалось начальное профессиональное образование Оренбуржья в указанный период, и пути их преодоления.

Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: принципы организации и правила воспитания в зрелом коллективе

В статье вводятся в оборот новые принципы организации воспитания как категории педагогической действительности и науки в педагогике А. С. Макаренко. Даны обоснования незакрытого перечня принципов воспитания, порождения принципов сквозными задачами общества. Вскрыта связь принципов воспитания с потребностями и ценностями общества, сформулированы принципы воспитания Макаренко и раскрыто их содержание. Вводится в оборот термин «правила воспитания» и даны их формулировки. Показано, что они применяются в условиях зрелости коллектива.

Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: иерархия категорий и правила перевоспитания в формирующемся коллективе

В статье анализируется иерархия категорий воспитания: закона, принципов и правил. Показано, что высший уровень иерархии — это само общество и общий закон его развития, на следующем уровне действуют законы сфер и отраслей деятельности общества, в том числе законы педагогики. Показано отличие действия закона и принципов воспитания в обществе. Обоснован незакрытый характер перечня принципов воспитания, в отличие от перечня приводимых в педагогических словарях. Вводится в оборот термин «правила перевоспитания».

Использование личного сравнительного метода К. Д. Ушинского в антропологической компаративистике дополнительных образовательных пространств

В статье определены некоторые социально-культурные и личностно-психологические условия, положительно влияющие на развитие у практических педагогических работников исследовательского мастерства в сфере сравнительной педагогики. Теоретическим и эмпирическим путём подтверждена гипотеза о целесообразности участия практических педагогических работников в комплексных компаративных антропологических исследо- ваниях множественных дополнительных образовательных пространств.

Особенности средневековой философии образования (опыт историко-педагогического анализа)

В статье проанализированы философско-педагогические особенности средневековой системы образования, знание которой необходимо, во-первых, для того, чтобы понять, как происходило становление средневековой педагогической мысли в истории, во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты были позаимствованы средневековой философией образования от своих предшественников, а какие она непосредственно разработала и внедрила в педагогическую практику.

Как философия образования Герберта Спенсера коррелируется с социальным дарвинизмом

В статье проанализированы философско-педагогические концепции английского ученого, философа и педагога XIX века Герберта Спенсера. Его заслуга перед западным и российским образованием заключается в том, что он взял за основу эволюционную теорию Чарлза Дарвина «О выживании наиболее приспособленных видов» и впервые в истории педагогической практики применил ее к системе образования, получившей название со- циального дарвинизма.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети