Мотивация учебной деятельности: иерархия и инверсия

Дмитрий Анатольевич СЕВОСТЬЯНОВ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета, доцент кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, е-mail: dimasev@ngs.ru

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЕРАРХИЯ И ИНВЕРСИЯ

Мотивы учебной деятельности составляют иерархическую систему. В этой системе действуют те же законы, что и в любой иерархии. В частности, в иерархии мотивов могут возникать инверсии. Инверсия, в данном случае – такая форма отношений в иерархии, при которой низший элемент приобретает главенствующие функции. При этом низший элемент в действительности не перемещается в иерархии, а формально остается на подчиненной позиции. В результате в этой системе возникают внутренние противоречия, способные ее разрушить. Поэтому при формировании учебных мотивов необходимо проводить профилактику развития инверсий.

Ключевые слова: учебные мотивы, иерархия, инверсия, организационный принцип.

Dmitry A. SEVOSTIANOV, candidate of medical sciences, associate professor, Pedagogy and Psychology Department, Novosibirsk State Medical University, associate professor, Humanities and Art Education Department, Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, e-mail: dimasev@ngs.ru

Motivation Training Activity: Hierarchy and Inversion

The motives of educational activities constitute a hierarchical system. In this system the same laws act as in any hierarchy. In particular, in the hierarchy of motives can occur inversion. Inversion, in this case, is a such form of relations in the hierarchy, in which the lower element becomes the dominant feature. At this, the lowest element in fact does not move in the hierarchy, and formally remains in a subordinate position. As a result, this system arise internal contradictions, able to destroy it. Therefore, in the formation of educational motives it is necessary to prevent the development of inversions.

Keywords: educational motives, hierarchy, inversion, organizational principle.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети