Развитие профессионального воспитательного мастерства педагога средствами методически адаптированного историко-педагогического знания

В статье предпринята попытка обоснования принципиальной возможности активизации процесса развития профессионального воспитательного мастерства у практических педагогических работников (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и др.) средствами методически адаптированного историко-педагогического знания. Профессиональное воспитательное мастерство рассматривается в качестве максимально высокой степени раскрытия личностного творческого потенциала педагога-практика. Эмпирическая часть исследовательской работы выполнена в рамках современных стратегических и тактических задач повышения квалификации работников сферы воспитания и дополнительного образования. Личностно-развивающий потенциал актуализируемого в процессе повышения квалификации историко-педагогического знания раскрывается автором статьи в зависимости от объёма и качества накопленного педагогами-воспитателями профессионального опыта. В статье выделены и охарактеризованы уровни сформированности такого опыта, на конкретных примерах проиллюстрированы типичные смысловые и технологические барьеры, препятствующие установлению личностно-мотивированной преемственной связи творчески ориентированной воспитательной деятельности современного практического педагогического работника с лучшими историко-педагогического образцами прошлого. Для обеспечения адресности восприятия педагогами-воспитателями предлагаемых им для самостоятельного творческого освоения эталонных образцов историко-педагогического знания, разработана и апробирована бипараметрическая модель уровневой диагностики развития профессионального воспитательного мастерства практических пелагических работников. Динамику последовательного восхождения практических педагогических работников к самому высокому воспитательному мастерству предлагается оценивать по следующей трёхкомпонентной психолого-педагогической схеме: эмоционально-личностное, интеллектуально-аналитическое и деятельностно-практическое развитие.

Автором статьи теоретически и практически подтверждена высокая педагогическая продуктивность применения адаптационного методического подхода к адресному использованию лучших образцов историко-педагогического знания в целях активизации процесса развития воспитательного мастерства практических педагогических кадров в процессе повышения квалификации.

Ключевые слова: историко-педагогическое знание, методическая адаптация историко-педагогического знания, профессиональное воспитательное мастерство педагога, бипараметрическая модель диагностики воспитательного профессионализма педагога-практика.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети