Какая школа нам нужна?Целью настоящей статьи является аналитический обзор предложений, выдвинутых государственными и общественными деятелями в периоды активного реформаторства во второй половине XIX–начале XX вв., содержащих рациональные идеи, которые могут способствовать решению проблем современной школы. В статье рассматриваются идеи военного министра Д. А. Милютина, министра народного просвещения графа И. И. Толстого, заместителя наркома просвещения М. Н. Покровского. Обращает внимание тесная взаимосвязь государственного устройства и состояния школьного образования. Оба министра были убеждены, что только в условиях разделения властей, активной деятельности гражданского общества и местного самоуправления система образования будет действительно эффективной. Они подчеркивали важность отбора содержания преподаваемого материала, предостерегая от излишней перенасыщенности информацией. Их предложения по отбору содержания могут быть полезны современным педагогам. И. И. Толстой и Д. А. Милютин отчетливо указывали на необходимость развития среднего профессионального образования. И тот, и другой подчеркивали особую роль учителя, его особое положение в обществе и необходимость профессионального образования. Частично предложения Д А. Милютина и М. Н. Покровского были реализованы, в отличие от проектов И. И. Толстого. Но именно его размышления во многом отвечают современному положению дел в системе среднего образования. И. И. Толстой выдвигает идеи, применить которые на практике под силу и руководству, и конкретному учителю. Ключевые слова: реформы, система государственного управления, среднее образование, школьная программа, отбор материала, экзамены, педагогическое образование. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |