Использование сказки как дидактического средстваВ статье рассмотрены возможности обращения к сюжету сказки как методу, создающему условия культурной и имманентной детерминации в развитии личности. Методологический и теоретический аспект проблемы представлен базовыми положениями о влиянии сказки на формирование мотивационно-ценностной сферы личности, на социализацию и адаптацию личности, расширение границ индивидуального опыта. Представлена технология создания развивающей сказки, направленной адресно с целью конкретных психолого-педагогических воздействий. Развивающая сказка как метод психолого-педагогических воздействий представлена в необходимых для этого условиях диалога вкладываемых смыслов, создающего возможности имманентной детерминации развития личности. Среди основных атрибутов межличностного диалога выделяется свобода и равноправие собеседников, личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Воспитание отношения к другому, как к самоценности, создает условия для диалога, создает возможность и действенность сказкотерапевтической процедуры в развитии личности. В статье представлено несколько этапов создания развивающей сказки. На первом этапе создается эффективное коммуникативное пространство для диалога. На втором этапе специалист осуществляет аналитическую работу и подбирает определенное метафорическое повествование. На третьем этапе выполняется непосредственная работа с метафорическим повествованием в диалоге. В качестве примера работы представлена авторская сказка для работы с сопротивлением речевым изменениям дошкольников с дизартрией. В статье представлено последовательное решение следующих задач: актуализировать сопротивление, создать метафорический контекст и условия для решения новых задач развития. Таким образом, сказка как способ психолого-педагогических воздействий рассмотрена с точки зрения методологических, теоретических и прикладных аспектов. Ключевые слова: сказкотерапия, коммуникативная компетентность педагога, метафора, авторская сказка. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |