Формирование жизнестойкости подростков как педагогическое условие преодоления последствий возврата из замещающей семьиРешая проблему педагогического содействия подросткам в преодолении последствий возврата из замещающих семей, авторы статьи обращаются к такому условию, как формирование жизнестойкости. Под жизнестойкостью понимается готовность и способность подростка осмыслить свои чувства и переживания, связанные с прекращением его жизнедеятельности внутри семейной системы, на основе ценностей жизнелюбия и понимания собственных внутренних ресурсов определить пути выхода из сложной жизненной ситуации и построить оптимистический способ взаимодействия с окружающим миром. В статье обоснованы теоретические предпосылки формирования жизнестойкости в подростковом возрасте, представлены особенности формирования жизнестойкости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что эффективным педагогическим средством преодоления последствий возврата из замещающей семьи в процессе формирования жизнестойкости выступает «Книга жизни». Раскрыта технология формирования жизнестойкости при работе подростка с «Книгой жизни». Установлено, что наибольший прогресс в развитии жизнестойкости проявили подростки, имеющие длительный опыт проживания в семье, и подростки из замещающих семей. Подростки, возвращенные из семей усыновителей и подростки, которые имели опыт проживания в двух и более замещающих семьях, сталкивались с большими трудностями в восстановлении и укреплении жизнестойкости. В целом был зафиксирован рост жизнестойкости у всех подростков. Ключевые слова: жизнестойкость, возвраты детей из замещающих семей, подростки, дети-сироты, замещающая семья, педагогические условия. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |