Формирование у учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языкаВ статье анализируются возможности формирования регулятивного учебного действия планирования у школьников на уроках русского языка в процессе работы над лингвистическими понятиями, формированием орфографического навыка, развитием речи. Авторы считают, что формирование действия планирования тесно связано с развитием внутреннего плана действий у младших школьников. В статье поэтапно рассмотрена работа над формированием регулятивных учебных действий, показаны приемы овладением действием планирования при составлении и применении инструкции. Использование орфографического и орфоэпического чтения будет развивать у младших школьников произвольное внимание, орфографическую зоркость, различные виды памяти. Опора на коммуникативно-деятельностный подход позволяет выделить нестандартный прием для начальной школы — грамматическое моделирование, где эффективно применяется такой вид графического организатора, как динамическая модель предложения, включающая в себя набор специально оформленных карточек, на основе которых учащиеся осваивают алгоритм конструирования и переконструирования предложений. Анализ различных подходов к конструированию предложений позволил создать самостоятельный вариант динамической модели, основой которой является технологический план конструирования предложений. Определены возможности различных видов упражнений, в том числе авторских, и варианты их использования в педагогической деятельности. Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, действие планирования, младшие школьники, уроки русского языка, виды заданий. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |