От гражданской войны к гражданскому миру: уроки национального самосознания и патриотизмаТема Гражданской войны в России является одной из наиболее значимых в процессе формирования национального самосознания и социальной идентичности подрастающего поколения, патриотизма и любви к Родине в пространстве современной школы, а также остается актуальной проблемой профессионального роста педагога. Основываясь на анализе взглядов и оценок зарубежных и отечественных историков и публицистов на события Гражданской войны в России (1918–1922) в статье, рекомендуется показывать на уроках и внеурочной деятельности это событие на исторических примерах, где роль общественного согласия и примирения в формировании патриотизма, гражданской позиции личности неоспорима, что позволит сформировать объективные суждения и представления обучающихся относительно основных вех в истории этого знаменательного для нашего Отечества события. В этой связи особое внимание в статье уделяется повышению уровня общеметодологической готовности учителя-историка в решении задач обновления содержания и технологий гуманитарного образования. В частности, это касается вопроса личной ответственности педагога-профессионала за поиск оснований в самом историческом знании, исторической науке в целом, для проблематизации обозначенной выше ситуации и посвящен данный опус. В контексте изложенного посыла авторами предпринята попытка представить особенности гуманитарного знания, которые наиболее ярко проявляет историческая наука, имея дело с фактами, которые сразу после появления становятся достоянием прошлого. Ключевые слова: профессиональный рост педагога, культурное самоопределение, гражданская война, патриотизм, общество, вехи истории, историческая память, историческая концепция. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |