Коммуникативная рефлексия педагога и проблемы обучения речетворчествуВ статье рассматривается рефлексия как компонент деятельностной ситуации; предлагается особо выделять коммуникативную рефлексию, понимаемую как рефлексия, направленная на осознание своего опыта общения с другим: ценностей, способов действия, удач, затруднений, приоритетов и задач. По отношению к учебной деятельности предполагается осмыслить средства-ориентиры, позволяющие осуществлять педагогу коммуникативную рефлексию в образовательном процессе. К таким средствам автор причисляет базовую схему коммуникации, форматы диалогического взаимодействия, репертуар коммуникативных стратегий, уровни понимания (последние рассматриваются в коммуникативном ключе, актуализируется тезис о диалогической природе понимания). Переходя от дидактических к лингвометодическим аспектов формирования у педагога и школьника коммуникативной рефлексии, автор статьи анализирует проблемы развития речевой деятельности школьников и пути повышения квалификации учителя, касающиеся технологий формирования речетворчества. Ключевые слова: рефлексия, коммуникация, коммуникативная рефлексия, речетворчество, коммуникативные стратегии, метапозиция, общение. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |