Максимова Н.В.Продуктивные стратегии смыслового чтения: к проблеме "чтения наизусть"Статья посвящена проблемам развития устной речевой деятельности, её особому типу адресации, интенции, а также линейно-спонтанному характеру протеканию, обусловливающему специфику устного высказывания в учебном диалоге. Исследуется педагогическое сознание учителя, включённого в процесс апробации вариантов итогового устного собеседования в 9 классе. Выявляются проблемы, с которыми сталкивается как учащийся, так и педагог. Коммуникативная рефлексия педагога и проблемы обучения речетворчествуВ статье рассматривается рефлексия как компонент деятельностной ситуации; предлагается особо выделять коммуникативную рефлексию, понимаемую как рефлексия, направленная на осознание своего опыта общения с другим: ценностей, способов действия, удач, затруднений, приоритетов и задач. По отношению к учебной деятельности предполагается осмыслить средства-ориентиры, позволяющие осуществлять педагогу коммуникативную рефлексию в образовательном процессе. Профессионализм учителя в фокусе предметной олимпиады: русский язык и литератураВ статье обобщается опыт проведения предметной олимпиады «Учитель русского языка и литературы - профессионал». Анализируются проблемы педагогического профессионализма, обнаруженные в ходе выполнения творческих заданий и тестирования. Ключевые слова: педагогический профессионализм, компетенции учителя, пред-метная олимпиада, русский язык, литература. Коммуникативные форматы: содержание общения в учебном взаимодействииНаталия Викторовна МАКСИМОВА, доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск; e-mail: maksimova1@mail.ru Статья посвящена теме учебного диалога, выделены типы коммуникативных форматов, дана подробная характеристика каждого из них. Ключевые слова: диалог, коммуникативное пространство, коммуникативный формат. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |