Генезис понятия «Учебный диалог» в педагогической науке

С учетом современной социальной и политической ситуации обосновывается проблема конструирования модели продуктивного учебного диалога, позволяющего эффективно формировать диалогическую позицию обучающихся начальной школы. Актуализируется необходимость выделения критериев оценки диалога на уроке и поиска проблем при формировании диалогической позиции ребенка. Содержание статьи построено на основе теоретических методов: анализа, идеализации, моделирования синтеза. На основе полинаучного анализа уточнено и сформулировано понятие «учебного диалога». Сравнительный анализ позволил конкретизировать особенности представления о феномене учебного диалога на разных исторических этапах, в контексте различных педагогических концепций, а также раскрыть особенности различных типов диалога в контексте их продуктивности. Наиболее важными результатами научного поиска стали выделение критериев оценки продуктивности учебного диалога и выявление трудностей в его организации. Подчеркивается необходимость разработки и апробации технологии, ориентированной на формирование открытой диалогической позиции педагога. Материалы статьи могут быть использованы учителями уровней начального и основного общего образования, методистами и руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ключевые слова: диалог, учебный диалог, понимание в коммуникации, диалогическая позиция педагога.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети