2019 № 4 (125) августВыдающийся мыслитель в дидактике физики К 90-летию академика РАО В. Г. РазумовскогоВ статье, обобщающей более чем шестидесятилетний период деятельности в физическом образовании, определяется творческий портрет Василия Григорьевича Разумовского. Он оставил яркий и мощный след в теории и практике обучения физике в ключевых аспектах развития: методологии дидактического исследования и методологии построения содержания и методов обучения, общей методики и техники развития творчества школьников и учителей, формулирования стратегических программ образовательной деятельности, практики организации коллективных научных поисков… В истории методики физики научная школа В. Г. Формирование универсальных учебных действий обучающихся: рекомендации учителюРаздел «Формирование универсальных учебных действий» есть в основных образовательных программах начального и основного общего образования любой школы Российской Федерации в соответствии с требованиями соответствующих стандартов. Однако далеко не у всех выпускников школ эти действия сформированы. Не на каждом учебном занятии, даже специально подготовленном и представленном на конкурс профессионального мастерства, учитель демонстрирует компетенции формирования и развития универсальных учебных действий своих учеников. Особенности разработки региональной программы воспитания: ответственность и согласованность уровней управленияЦелью национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования. Приоритетность освоения личностных и метапредметных результатов уже не обсуждается — она заявлена на уровне образовательных стандартов. И это серьезно меняет начальную позицию целеполагания педагогической деятельности каждой образовательной организации. Дидактические проблемы преподавания философии: содержание университетского курсаВ статье акцентируется внимание на изучении дидактических проблем, возникающих при преподавании философии в вузах. В частности, рассматривается проблема, связанная с недостаточным пониманием того, каким должно быть содержание философского обучения. Отмечается давно существующая неопределенность в этом аспекте и вопросе образования. Рассматриваются вероятные причины такого положения. Комплексная оценка комфортности дошкольной образовательной среды: региональный аспектДостижение высокой комфортности образовательной среды является одним из целевых ориентиров деятельности дошкольной образовательной организации и ключевых параметров ее развития. В статье представлен региональный опыт комплексной оценки комфортности дошкольной образовательной среды, предполагающей изучение комфортности в единстве ее структурных компонентов, использование различных процедур и методов, осуществление оценки на основе статистических данных и результатов изучения мнений, участие в социологических опросах всех участников образовательных отношений. Обеспечение мотивации педагогов к инновационной деятельности в современной школеВысокие темпы развития общества, коренные преобразования последних лет в экономической, политической и социальных сферах требуют от системы образования инновационной открытости, во многом определяемой мотивационной готовностью педагогов к реализации нововведений. При создании эффективной модели мотивации по внедрению инноваций в образовательной организации необходимо подбирать действенные формы и методы стимулирования с учетом ведущих мотивов деятельности педагогических работников. Содержание статьи построено на основе теоретических методов: сравнительный и полинаучный анализ, синтез. Генезис понятия «Учебный диалог» в педагогической наукеС учетом современной социальной и политической ситуации обосновывается проблема конструирования модели продуктивного учебного диалога, позволяющего эффективно формировать диалогическую позицию обучающихся начальной школы. Актуализируется необходимость выделения критериев оценки диалога на уроке и поиска проблем при формировании диалогической позиции ребенка. Содержание статьи построено на основе теоретических методов: анализа, идеализации, моделирования синтеза. На основе полинаучного анализа уточнено и сформулировано понятие «учебного диалога». Эволюция системы педагогического музыкального образования в НовосибирскеВ статье рассматриваются аспекты становления и развития системы педагогического музыкального образования в учреждениях среднего профессионального образования и высшей школе. Выделены некоторые проблемы профессиональной подготовки учителей музыки и дошкольных музыкальных работников в Новосибирске, описаны пути их решения на протяжении последних десятилетий. Цель исследования заключается в обозначении путей решения этих проблем, обосновании требований к профессиональным компетенциям преподавателя музыки. Учитель глазами учениковВ исследовании, проведенном в лицее № 12 г. Новосибирска, проанализированы качества педагога, оцененные обучающимися среднего и старшего звена. В анкетировании приняло участие 152 человека. Исследование показывает, что наиболее высоко учащимися ценятся доброжелательность, справедливость и чувство юмора. Выделено три категории качеств педагога: предпочитаемые, средняя степень значимости и незначимые. Подходы к проектированию программы воспитания в образовательной организацииСтатья актуальна в связи с неизбежным возрастанием роли аналитической функции в период осуществления масштабных преобразований педагогических систем, т. е. в нынешней ситуации развития отечественной системы обучения и воспитания детей. Необходимо сформировать более глубокие и детальные представления о сущности анализа как содержания смоделированного процесса воспитания. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |