Данная статья освещает опыт профилактической работы педагога-психолога в ходе реализации принципа преемственности между начальной школой и средним звеном.
Смыслом данного направления профилактической работы в лицее является развитие коммуникации творческой преемственности и сотрудничества между детьми среднего и младшего звена, а важнейшими задачами — формирование безопасной, творческой, благоприятной для обучения и развития детей образовательной среды, помощь детям в преодолении личностных ограничений, укрепление и поддержание психологического здоровья (данным компонентам отводится важное место в новых образовательных стандартах и говорится об особой необходимости в современном образовании). Взаимодействие участников образовательных отношений строится на основе психологического принципа превентивности.
Принцип преемственности является одним из важнейших условий воспитания и развития личности. В ходе реализации принципа преемственности дети четвертых классов, среднего звена, проявляющие повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, дети «группы риска», дети, находящиеся в трудной социальной ситуации, имеющие склонность к школьной дезадаптации, сами проводят профилактические мероприятия для младших школьников (данным компонентам отводится важное место в новых образовательных стандартах и говорится об особой необходимости в современном образовании).
Цель занятий, которые проводят старшие дети, — не только собственное личностное развитие, но и их персональный вклад в профилактику школьной тревожности через раскрытие творческого потенциала младших школьников, формирование у них позитивного мышления, познавательных интересов, навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
Привлечение к профработе детей, нуждающихся в преодолении сложностей в личностной сфере, происходит по запросу классного руководителя, родителей, по результатам диагностических психологических обследований, личного наблюдения психолога, а также по инициативе самих детей.
Обучение школьников в данном направлении строится на основе целенаправленной и планомерной коррекционной работы психолога, включающей профилактическую работу с самими детьми по преодолению личностных ограничений, совместную работу психолога с учащимися по разработке профилактических мероприятий для младших школьников методом коллективного творческого дела (КТД), проведения тренировочных занятий по отработке необходимых навыков.
В процессе профработы практически все дети обнаруживают личностный рост.
Результаты достижений ребят в профилактической работе публикуются на школьном сайте. Наиболее яркий результат профработы описан автором в статье.
Ключевые слова: преемственность, творчество, личностное развитие, профилактика школьной дезадаптации, мотивация.