Статья посвящена механизмам адаптации систем оценки, принятых в международных сравнительных исследованиях, которые позволяют установить ключевые направления развития конкурентоспособной системы образования.
Проблема обеспечения качественной оценки продиктована множественностью существующих оценочных процедур, не имеющих интегрального показателя, способного стимулировать рост качества образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и при этом соответствующего требованиям объективности, включающей инструменты самооценки учреждений.
Решение проблемы автор видит в создании комплексной системы оценки, практика которой уже состоялась в Новосибирской области и приоритетно включает Ежегодный мониторинг динамики показателей России в международных исследованиях PISA, PIRLS TIMSS, Ежегодный комплексный анализ данных о качестве общего образования на основе результатов мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Образование», проведение социологических опросов, направленных на оценку удовлетворенности качеством образования участников образовательных отношений, а также на оценку востребованности результатов образования.
Основным организационно-технологическим механизмом реализации указанных мероприятий является Федеральная информационная система оценки качества образования (ФИС ОКО), дающая возможности разработки основных образовательных программ на основе анализа результатов различных процедур оценки качества образования; развития различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности; повышения заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении ее результатов.
Результатами предлагаемой системы оценки являются повышение степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности; повышение степени соответствия подготовки обучающихся и образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений-работодателей, стимулирование вовлеченности власти в решение актуальных задач, связанных с модернизаций образования и повышением качества образования.
Результаты анализа позволяют прогнозировать применимость методик и форм интегральной оценки с учетом международных исследований в программах повышения качества и эффективности образовательной деятельности отдельных учреждений, а также в программах развития систем образования на уровне муниципалитетов и регионов.
Ключевые слова: образование, независимая оценка качества образования, мониторинг, государственно-общественное управление, федеральная информационная система.