Развитие речи младших школьников в процессе проектной деятельностиВ условиях происходящих изменений в современном обществе важным является изучение способов развития речи младших школьников. Умения отбирать и систематизировать материал в соответствии с задачами, темой и основной мыслью речевого высказывания; планировать и структурировать свою устную и письменную речь; использовать соответствующие языковые средства являются базовыми для младших школьников и являются условием успешной учебы и жизни в обществе. Для осуществления такого образовательного результата необходимо осуществить своевременную диагностику коммуникативно-речевых умений как важнейшего компонента речевого развития на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Цель работы: рассмотреть применение разных видов проектов, направленных на создание предпосылок для наиболее успешного развития речи младших школьников. Авторы анализируют возможности использования проектной деятельности для речевого развития детей, обучающихся в начальной школе. Предлагается классификация проектов, построенных на основе различных механизмов речи. Определены задачи, социальные эффекты, этапы проведения и содержание речевых проектов каждой группы. Для отслеживания результативности использования проектной деятельности были выделены основные критерии, позволяющие определять уровень речевого развития учащихся, отобран комплекс диагностических методик. В исследовании приняли учащиеся 3-х и 4-х классов школ г. Нижний Новгород и Нижегородской области в количестве 340 человек. Анализ результатов исследования показал, что проектная деятельность, являясь экстралингвистическим фактором для создания естественных и искусственных речевых ситуаций, создает условия для речевого развития младших школьников. Ключевые слова: проектная деятельность, развитие речи, младшие школьники, виды речевых проектов. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |