К вопросу о вкладе Иоганна Генриха Песталоцци в западную философию образованияВ статье проанализированы философско-педагогические труды Иоганна Генриха Песталоцци. Его заслуга перед западной и россий^ой системой образования заключается в том, что в отличие от традиционной учебно-образовательной программы, основанной на содержании изучаемого материала, в центр своей педагогической системы он заложил основополагающую теорию начального образования детей, связал её с их воспитанием и развитием, а затем соединил с производственным трудом. Цель исследования заключается в том, чтобы через призму конкретных философско-педагогических концепций И. Песталоцци решить следующие задачи. Во-первых, обратиться к образовательным концепциям Европы начала XIX века и проследить их генезис. Во-вторых, выяснить как теория начального образования И. Песталоцци связана с просветительскими и философскими идеями Ж-Ж. Руссо и И. Канта. В-третьих, показать, как формировалась философия образования И. Песталоцци и какое влияние она оказала на западоевропейскую образовательную культуру. Благодаря такому подходу философско-педагогическое исследование поднимается до уровня метанаучного синтеза и помогает решению поставленных исследовательских задач. Теоретические и методологические вопросы начального образования детей, разработанные И. Песталоцци, неоднократно рассматривались в российской педагогической науке, но не всегда осуществлялись по оригинальным текстам самого автора. Новизна исследования обусловлена тем, что анализ философско-педагогических методов И. Песталоцци осуществляется на примере авторских и западных источников, дающих целостное представление об образовательной системе Европы начала XIX века. В заключение делается вывод об актуальности философии образованию И. Песталоцци и его вкладе в современную педагогику.
Ключевые слова: философско-педагогический анализ; основополагающая теория воспитания и образования детей; связь теории обучения с производственного труда в философии образования И. Песталоцци.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |