Как философия образования Жан-Жака Руссо коррелируется с идеями натурализма

В статье проанализированы философско-педагогические концепции французского философа, педагога и писателя XVIII века Жан-Жака Руссо. Его заслуга перед западным образованием заключается в том, что впервые в истории педагогической мысли он поставил теорию возрастного образования детей в центр философско-образовательной системы. В ней он развивал идеи натурализма и таким образом устранял все то, что мешало естественному развитию ребенка. Цель исследования выражена в том, чтобы через призму философско-педагогических концепций Жан-Жака Руссо решить следующие задачи: во-первых, выявить сущность его возрастной образовательной теории и проследить ее эволюцию; во-вторых, проанализировать, как философско-педагогическая теория возрастного образования Жан-Жака Руссо связана с просветительскими идеями; в-третьих, уточнить, в каких социокультурных условиях формировалась его возрастная философия образования и какое влияние она оказала на западноевропейское и российское образование. При руководстве таким подходом философско-педагогическое исследование поднимается до уровня метанаучного синтеза и решает поставленные задачи. Теоретические и методологические проблемы возрастного образования детей, разработанные Жан-Жаком Руссо, неоднократно рассматривались в русской педагогической науке, но не всегда осуществлялись по оригинальным текстам автора. Новизна исследования обусловлена тем, что анализ его философско-педагогических концепций осуществлялся на материале российских и западных источников, дающих нам целостное представление об образовательной системе Европы конца XVIII — начала XIX вв. В заключение делается вывод об актуальности возрастной философии образования Жан-Жака Руссо и его вкладе в современную педагогику.
Ключевые слова: возрастная философско-педагогическая теория воспитания и образования Жан-Жака Руссо; натурализм; педагогический роман «Эмиль»; гуманизм; демократический идеал.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети