Развитие образования в Иркутске конца XVIII–начала XIX вв.: «градская» школа и Главное народное училище

Статья содержит информацию об основании и совершенствовании действующих в конце XVIII–начале XIX века школ г. Иркутска («градская» и Главное народное училище), первых общеобразовательных учебных заведений столицы Восточной Сибири. Изучение данной темы, вызывающей интерес с точки зрения истории педагогики, дает не только понятие о формах, методах, применяемых в преподавании того времени, но и представление о восприятии учителя в г. Иркутске, а также о составе учащихся и педагогов в рамках указанного временного про- межутка. Осмысление опыта конца XVIII–начала XIX вв. может выступить в качестве ориентира в современности, этим обусловлена актуальность работы. Целью исследования является ознакомление с функционированием первых общеобразовательных иркутских учебных заведений в конце XVIII–начале XIX вв. В статье использованы методы сравнительного анализа, проводимого на материале исторических источников, позволяющих вычленить проблемы, связанные с социализацией сословий, выявить стремление к определенному уровню образованности. В предлагаемой работе освещен процесс становления и развития первых иркутских учебных заведений в рамках определенного периода; сделан вывод о положительных изменениях в них; представлены итоги работы первых иркутских общеобразовательных учебных заведений, выражающиеся как в обеспечении выпускников базовыми знаниями, так и в подготовке специалистов. Статья отражает данные о социальном и количественном составе учеников, дает характеристику состава преподавателей. Также в работе восстановлена причинно-следственная связь, объясняющая, почему именно училище г. Иркутска первым было переведено в статус в гимназии (1805 г.). Ключевые слова: г. Иркутск, первые школы, учащиеся, преподаватели, «градская» школа, Главное народное училище, история.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети