Способы объяснения программного материала и организация их освоения студентами

У студентов педагогических вузов — будущих учителей — должно быть развито важное профессиональное умение — умение объяснять. У преподавателей имеется широкий спектр возможностей помочь студентам сформи-ровать и развить его. Одним из вариантов такой помощи является показ обучающимся наиболее распространенных способов объяснения и организация практического освоения этих способов. Цель статьи — представить основные способы объяснения программного материала (на примере курса «Физическая география Новосибирской области») и организацию практического их освоения студентами. Был использован метод обобщения накопленного опыта работы с обучающимися в педагогическом вузе. В результате выделены действия преподавателя по помощи студентам в развитии умения объяснять. Среди его действий — показ обучающимся актуальности владения этим профессиональным умением и демонстрация способов объяснения программного материала на примерах толкования материала курса. Следующее важное действие — организация практического освоения студентами представленных способов объяснения на аудиторных занятиях и в системе самостоятельной работы обучающихся. Итоговый шаг — выделение условий эффективного объяснения учебного материала: владение понятийным аппаратом дисциплины, факторами формирования и генетической классификацией изучаемых объектов, явлений и процессов, географическими законами и основными событиями неоген-четвертичной истории развития территории. Полезно также представление об основных способах объяснения. Ключевые слова: научная картина мира, понятийный аппарат, факторы формирования, генетическая классификация, географические законы, неоген-четвертичная история.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети