Концепт «одиночество» и его лексическая репрезентация в повести Г. И. Климовской «Онка»Изучение концептосферы художественного произведения современного писателя представляется крайне важной и интересной задачей. Феномен одиночества достаточно изучен в философии, социологии и психологии; концепт «одиночество» исследуется в русистике с позиций когнитивной лингвистики, коммуникативной стилистики, концептуальной лингвистики. Статья представляет собой результат анализа данного концепта — элемента концептосферы повести Г. И. Климовской «Онка» — в коммуникативно-когнитивном и лингвокультурологическом аспектах. Цель статьи — выявление своеобразия структуры, текстовой репрезентации и смыслового воплощения концепта «одиночество» как элемента концептосферы текста. Изучение содержания и средств репрезентации концепта «одиночество» в повести Г. И. Климовской «Онка» осу- ществлялось на основе метода концептуального анализа; выделение текстовых единиц / регулятивных структур в качестве средств воздействия на адресата — с позиций теории регулятивности коммуникативной стилистики текста; анализ культурных ассоциаций — с позиций лингвокультурологии. В тексте представлены следующие когнитивные признаки концепта «одиночество»: 1. Одинокость / покинутость / сиротливость; 2. Разобщённость / изолированность; 3. Уединение. Эксплицитная репрезентация концепта «одиночество» осуществляется посредством одноимённой лексемы, лексемы «один» и текстовых единиц с различными коннотациями на уровне синтагматических связей в тексте. Имплицитно концепт представлен двумя концептуальными метафорами, образующими смысловую текстовую парадигму: «солнечное затмение» и «путь на голгофу». Таким образом, конвергенция — игра «вертикали» и «горизонтали» в тексте — выступает доминирующим способом регулятивности, что обеспечивает продуктивность творческого диалога автора и читателя. В тексте повести концепт «одиночество» не имеет статуса гиперконцепта в отличие от концепта «жизнь», но наряду с концептами «болезнь», «смерть» и «Бог» является ключевым. Его формирование осуществляется на основе неоднородной регулятивной стратегии последовательно-конвергентного типа. В результате анализа текстовой репрезентации когнитивных признаков установлено, что для главной героини (alter ago автора) состояние одиночества является безусловной антиценностью. Выстроена примерная модель концептосферы повести — она представляет собой иерархию концептов: в основании — концепт «жизнь», включающий в себя концепт «болезнь». Выше — концепт «одиночество», над ним — «смерть» и на самом верху — концепт «Бог».
Ключевые слова: концепт «одиночество»; концептуальная метафора; ценностный, понятийный и образный слои концепта; регулятивная стратегия; картина мира; концептосфера повести.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |