2023 № 2 (147) апрель

Система формирования и оценки жизненных компетенций у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями

В статье представлен подход к формированию жизненных компетенций и оценки их сформированности у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Ключевые слова: обучающиеся с выраженными интеллектуальными нарушениями, жизненные компетенции, интеграция, навыки, уровень выполнения действия, оценка качества.

Образование в эпоху постправды: контуры дидактической концепции

Авторы анализируют современные тенденции общественного развития на основе концепций «BANI-мира» и феномена «постправды». В результате обзора научных публикаций и фактов общественной жизни формулиру- ется вывод о значимости критического мышления в системе современных образовательных результатов. Обосновывается взаимосвязь критического мышления и ценностных установок личности. Обсуждаются особенности гуманизации образования в условиях «текучей» современности.

Системный подход в подготовке педагога к формированию личностно-профессионального самоопределения обучающихся

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего общего образования среди личностных результатов освоения программы акцентировано внимание на воспитании, социализа- ции и осознанном выборе будущей профессии обучающимися. Акцент на личностных достижениях обучающихся ориентирует педагогов на поиск перспективных подходов и педагогических технологий личностно-профессионального самоопределения с ориентацией на их запросы и потребности. Цель работы — научное обоснование компонентов профессиональной деятельности педагога.

Введение в профессию: концепция курса для обучающихся педагогических классов

Статья посвящена проблеме отбора содержания профильных дисциплин в процессе допрофессиональной пе- дагогической подготовки школьников. Целью исследования является проектирование и апробация содержания курса «Введение в профессию». Материалы и методы исследования — анализ содержания программ профиль- ных педагогических классов, наблюдение, анализ творческих работ и беседы с обучающимися. Результаты ис- следования представлены через концепцию курса «Введение в профессию», апробируемого на базе специали- зированного педагогического класса Гимназии № 13 имени Э.

Современный учебник иностранного языка в вузе

Исследователи постоянно предпринимают попытки определить требования, которым должен соответствовать современный учебник иностранного языка, и предлагают студентам вузов новые форматы учебных материалов. Это подвергает сомнению позицию учебника как основного образовательного ресурса. В статье рассматриваются традиционные характеристики учебника, а также те, которые определяются современными требованиями к учебным материалам.

Гуманитарные направления подготовки студентов: содержание межкультурного образования

Научный интерес вызван отсутствием актуального методического обеспечения формирования межкультурной компетенции в вузе и рост требований к уровню ее сформированности у выпускника вуза. В данной статье авторы представляют собственный комплекс учебных материалов и экспериментально доказывают его эффективность для студентов гуманитарных направлений подготовки, прибегая к методам анализа и обобщения опыта коллег, официальной документации, опросу, педагогическому эксперименту, экспертной оценке результатов и методу статистической обработки данных хи-квадрат.

Концепт «одиночество» и его лексическая репрезентация в повести Г. И. Климовской «Онка»

Изучение концептосферы художественного произведения современного писателя представляется крайне важной и интересной задачей. Феномен одиночества достаточно изучен в философии, социологии и психологии; концепт «одиночество» исследуется в русистике с позиций когнитивной лингвистики, коммуникативной стилистики, концептуальной лингвистики. Статья представляет собой результат анализа данного концепта — элемента концептосферы повести Г. И. Климовской «Онка» — в коммуникативно-когнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

Моделирование деятельности специалистов по обучению в центре подготовки Росгвардии

В статье всесторонне рассматриваются вопросы моделирования профессиональной деятельности военных специалистов в различных системах переподготовки и повышения квалификации войск национальной гвардии Российской Федерации.

Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: иерархия категорий и правила перевоспитания в формирующемся коллективе

В статье анализируется иерархия категорий воспитания: закона, принципов и правил. Показано, что высший уровень иерархии — это само общество и общий закон его развития, на следующем уровне действуют законы сфер и отраслей деятельности общества, в том числе законы педагогики. Показано отличие действия закона и принципов воспитания в обществе. Обоснован незакрытый характер перечня принципов воспитания, в отличие от перечня приводимых в педагогических словарях. Вводится в оборот термин «правила перевоспитания».

Использование личного сравнительного метода К. Д. Ушинского в антропологической компаративистике дополнительных образовательных пространств

В статье определены некоторые социально-культурные и личностно-психологические условия, положительно влияющие на развитие у практических педагогических работников исследовательского мастерства в сфере сравнительной педагогики. Теоретическим и эмпирическим путём подтверждена гипотеза о целесообразности участия практических педагогических работников в комплексных компаративных антропологических исследо- ваниях множественных дополнительных образовательных пространств.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети