Как схоластическая концептуальность Фомы Аквинского коррелируется со средневековой философией образования (философско-педагогический анализ)

В статье анализируются особенности философии образования выдающегося представителя средневековой схоластики, философа, теолога и педагога Фомы Аквинского, знание которой необходимо, во-первых, чтобы понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в истории; во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты он позаимствовал от своих предшественников, а какие внедрил в педагогическую практику самостоятельно. Цель исследования философско-педагогических концепций Фомы Аквинского потребует решения следующих задач: 1) выявить особенности средневековой системы образования и проследить историю ее эволюции; 2) уточнить, как философия позднего средневековья соотносится с греко-римской и христианской системами образования: 3) уточнить мировоззренческие основы философии образования Фомы Аквинского и охарактеризовать ее влияние на западно-европейское образование. Теоретические и методологические концепты образования, разработанные Фомой Аквинским, послужили основой для формирования западноевропейской педагогической науки. В российской педагогике эти образова- тельные концепции не получили столь широкого распространения, как на западе, и не осуществлялись по ее оригинальным наработкам. Научная новизна философии образования Фомы Аквинского характеризуется тем, что ее педагогическая основа заложена в его мировоззренческих концептах и отражена в научной литературе западных авторов, дающих целостное представление о его педагогической системе. В заключение делается вывод об актуальности образовательных концепций, которые Фома Аквинский внес в современную педагогическую науку.
Ключевые слова: томизм, схоластическая философия образования Фомы Аквинского, философия Аристотеля, католическая система образования позднего средневековья, педагогическая наука.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети