Учебная мотивация как основной фактор результативности образовательного процесса: основные мотивационные стратегии

В статье автор актуализирует проблему снижения уровня мотивации современных обучающихся в контексте результативности учебного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте мотивация к учебной деятельности рассматривается и как условие для достижения планируемых результатов, и как один из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Учебная мотивация является сложным системным динамическим процессом, в основе которого лежат ведущие потребности человека. Целью исследования являются выявление, анализ и обоснованный выбор методических средств повышения уровня мотивации современных школьников. Для того чтобы активизировать этот процесс, важно понять, каковы эти потребности, и предложить адресные мотивационные стратегии для обучающихся с разными типами учебной мотивации. Автор рассматривает 16 таких стратегий, которые позволяют настроить образовательный процесс и дает ряд методических рекомендаций по их использованию. Методологической основой исследова- ния является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В результате в тексте представлены теоретические ориентиры и практические примеры решения заявленной проблемы. Итоги исследования будут полезны педагогам разных уровней образования и родителям.
Ключевые слова: ведущая потребность, мотив, мотивация, учебная мотивация, типология мотивов учения, мотивационные стратегии.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети