Особенности философии образования Иммануила Канта

В статье рассматриваются особенности философии образования основоположника немецкой классической философии, ученого, философа и педагога Иммануила Канта (1724–1804). В ходе исследования было выявлено, что значение его философии образования настолько многогранно, что потребуется междисциплинарный анализ, приводящий к следующим результатам. Во-первых, показано, в каких социально-политических условиях сформировалась кантовская философия образования и какое влияние на нее оказали идеи Просвещения. Во-вторых, выясняется, какие образовательные концепты он позаимствовал от своих предшественников, а какие в педагогику внедрил самостоятельно. В-третьих, уточняется, какое влияние оказала философия образования Иммануила Канта на западноевропейское и российское образование. Теоретические и методологические концепты философии образования, предложенные Иммануилом Кантом, послужили основой для формирования западноевропейской педагогической науки. В российской же педагогической науке они не получили широкого распространения, как на Западе, и не осуществлялись по его ори- гинальным наработкам. Научная новизна философии образования Иммануила Канта обусловлена тем, что она базируется на образовательных концептах эпохи Просвещения и педагогических идеях Жан-Жака Руссо. В заключение делается вывод об актуальности образовательных концепций Иммануила Канта и его весомом вкладе в современную педагогическую науку.
Ключевые слова: эпоха Просвещения, философия образования Иммануила Канта, педагогические основы Жан-Жака Руссо, нравственные и правовые законы, достоинство человека, труд и дисциплина.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети