Физика в школе и вузе: стратегия развития образования

В статье анализируются проблемы массового физического образования и обозначаются на основе накопленного опыта возможные методические ресурсы его совершенствования. Рассмотрены причины разрушения фундаментальности учебного предмета «физика» в начале нынешнего века и пути ее восстановления. Кадровая проблема учителей физики, разрушительные мероприятия физических факультетов в педвузах, деградация системы повышения квалификации учителей физики во многих регионах и ряд других негативных аспектов превратили ведущий мировоззренческий предмет в нечто рядовое, не вызывающее интереса ознакомление. Рассмотрены те физические понятия, которые позволяют поднять уровень обученности школьников, а особенно модели и аналогии учебного предмета физика. Показана важность отношения к предмету физики как научном отражении природы, ее ведущей, составной части. При этом важнейшую роль должно выполнять натурное экспериментирование. Высказаны пять основных идей, на которых необходимо заострить основное внимание при изучении физики: моделирование в комплексе с экспериментированием; обновление основных дидактических инструментов; доминирование физического мышления, физического мировоззрения; физические величины, модели, принципы, законы следует рассматри- вать как дидактические принципы; в основу обучения физике должна быть положена современная методология познавательной деятельности (как учебное познание).
Ключевые слова: физическое образование, проблемы теории и практики, учебная деятельность, деятельность преподавания, научный метод познания
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети