Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: формирующийся и зрелый коллектив в системе коллективного воспитанияВ условиях кризиса либеральной модели образования и воспитания в России идеи А. С. Макаренко о воспитании, основанные на отечественной культуре, обретают новое прочтение и могут использоваться на современном этапе. Коллективное воспитание педагога-новатора в колонии имени М. Горького, понимаемое как подсистема советского общества, нуждается в анализе под углом зрения общества и в систематизации элементов, притом в целостной и наглядной форме. В данной статье на основе изучения сочинений А. С. Макаренко предложена сводная таблица с возможной полнотой охвата всех сторон деятельности. Воспитание классифицируется по сферам деятельности и функциям, анализируются внутренние и внешние взаимодействия и связи, сравниваются состояния зрелого и формирующегося коллектива, на основании которых сделаны выводы о динамике развития по направлениям. По сравнению с формирующимся в зрелом коллективе наблюдается существенное изменение целей воспитания, появление разносторонних перспектив, резко возрастает количество и качество социальных взаимодействий внутри и вне коллектива, рождается единство вместо социальной диссипации. В процессе самоорганизации коллектива на смену авторитарному управлению приходят социальные институты: внутренняя конституция, правила, традиции и стиль; анархическое поведение сменяется сознательной дисциплиной. В выводах обосновывается замена ценностей социалистического общества на национальные идеалы и ценности России как духовную основу воспитания.
Ключевые слова: соответствие личности историческому обществу, цели и средства воспитания, индивидуальность и коллектив
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |