Философия образования и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Целью статьи является обобщение опыта философско-педагогической интерпретации теоретических построений Ю. Хабермаса и определение дальнейших перспектив их анализа в контексте построения фундаментальной теории образования. Утверждается, что к настоящему моменту в философии образования сложилась определенная традиция использования теоретических построений Хабермаса для решения философско-педагогических задач. В общем случае она предполагает обращение к критической составляющей философии Хабермаса и обоснование необходимости свободной дискуссии как основной составляющей процесса образования. Автор рассуждает о возможности расширения круга исследовательских задач и необходимость постановки вопроса о непосредственном присутствии образовательной проблематики внутри теории коммуникативного действия. Основное внимание уделено различию между коммуникативным и стратегическим действием. Указаны их основные характеристики, позволяющие поставить вопрос об образовательном или необразовательном характере соответствующих действий. Отмечены различия между «жизненным миром» и «системой», которые могут быть основанием для их изучения в качестве педагогических феноменов. Сделано предположение о возможных перспективных направлениях философско-педагогического анализа философии Ю. Хабермаса.
Ключевые слова: философия образования, образование, теория коммуникативного действия, коммуникативное действие, стратегическое действие, жизненный мир, система
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети