Формирование химической грамотности обучающихсяХимический язык является средством, способствующим формированию химических понятий, освоению теоретического и фактического материала, формированию практических умений. Без него невозможно формирование химической грамотности обучающихся. Однако в современной практике обучения химии наблюдается частичный или полный отход от методики обучения химическому языку: учителя химии мало внимания уделяют семантической, грамматической и практической сторонам химического языка, допускают в устной и письменной речи некорректные или даже неправильные в смысловом отношении высказывания, что негативно отражается на качестве знаний по химии у обучающихся. В данной статье предпринята попытка напомнить основные функции химического языка, принципы обучения и условия усвоения химического языка обучающимися. Рассматриваются этапы обучения химическому языку в общеобразовательной школе и методические приемы обучения студентов — будущих учителей химии, способствующие повышению их речевой культуры. В рамках дисциплины «Методика обучения химии» студентам предлагаются методические задания на выполнение логических действий, выявление содержания и объёма понятий, классификацию объектов, составление фрагментов объяснений и полных конспектов уроков с применением химического языка. Положительные результаты систематической работы над речью можно увидеть на семинарских занятиях, на уроках химии в период педагогической практики студентов, при защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Система методических заданий, направленных на развитие речи студентов, обогащает фонд оценочных средств учебной дисциплины.
Ключевые слова: методика обучения, культура речи, химия, химический язык, химическая символика, терминология, номенклатура, химическая грамотность, методические приемы, практическая подготовка
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |