Организационно-педагогические и методические проблемы информатизации начального образованияНа современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. Причин тому несколько. Во-первых, существует социальный заказ, связанный с потребностью в инициативных, способных к самообучению, обладающих высокой информационно-коммуникационной компетенцией выпускниках школы. Во-вторых, в процессе обучения и воспитания младших школьников имеется целый ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается учитель начальной школы и которые обусловлены, как правило, социальными причинами. Опыт школ, в которых на уроках в начальных классах применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций. В первую очередь это уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительная динамика мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников. Однако для подавляющего большинства школ информатизация начального образования остается пока далекой перспективой. Причиной тому является не столько отсутствие технических средств, сколько целый ряд организационно-педагогических и методических проблем [3, 4, 8]. Прежде всего следует рассмотреть проблемы, связанные с организацией урока в начальной школе с применением информационных технологий. Проведение такого урока в школьном кабинете информатики возможно, но имеет ряд недостатков. Во-первых, деление детей на подгруппы, предусмотренное для урока информатики и обеспеченное как финансово (тарификацией учителя информатики), так и технически (10-12 компьютеров в кабинете), не приемлемо для проведения урока математики или русского языка в начальных классах. Во-вторых, специфика преподавания в начальной школе предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, препятствует формированию умений и навыков традиционными методами. Учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут, целесообразно проводить уроки с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов. В этом случае школьники остаются в привычной для них обстановке, сидят за партами, размеры которых подобраны в соответствии с ростом детей; компьютер используется на уроке как современное средство обучения математике, русскому языку, природоведению и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения. Сибирским институтом образовательных технологий Российской академии образования предложен и апробирован подход, предусматривающий в кабинетах начальных классов размещение 1-3 компьютеров для индивидуальной работы младших школьников на уроке [5, 9]. Наличие в классе проекционного экрана либо телевизора с большой диагональю позволяет проводить демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных учебных систем обучения и энциклопедий для фронтальной работы с учащимися. Надо отметить, что обучение учителей начальной школы работе на современных компьютерах не занимает много времени. Гораздо больше усилий требуется для разработки авторских методик преподавания с применением новых информационных технологий. Методические рекомендации учителям, разрабатываемые в Сибирском институте образовательных технологий Российской академии образования [6, 7, 8], помогут тем, кто начинает информатизацию начального образования. Остановимся кратко на некоторых из них. Прежде всего, учителю предлагается включить в тематическое планирование перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. При разработке плана-конспекта урока рекомендуется предусмотреть применение иллюстративного материала, тренировочных или контрольных заданий на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями конкретного урока. Кроме того можно составить примерный список учащихся, которых целесообразно привлечь к индивидуальной работе за компьютером на этом уроке. Определить, кого из детей желательно пригласить для индивидуальной или групповой работы за компьютером, поможет обобщенная таблица психолого-педагогических особенностей школьников, составленная на основе проводимого психологического тестирования. Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия комфортнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения. При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Школьникам, выполняющим общие для всех задания качественно и быстро, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурированно изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Следует подчеркнуть, что далеко не все электронные материалы, предлагаемые рынком компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, могут быть использованы на уроке так, как описано выше. Большинство из них предназначено для внеурочной деятельности или может применяться в качестве иллюстративного материала. В Сибирском институте образовательных технологий Российской академии образования разрабатываются экспериментальные электронные учебные материалы в виде программно-методических комплексов, предназначенные для применения на различных этапах урока в начальной школе. Они включают в себя теоретический материал, задания для закрепления знаний по теме и контрольные задания разных уровней сложности по русскому языку, математике, природоведению [7]. Каждое из заданий выполняется ребенком в течение 2-5 минут. Таким образом, за один урок учитель имеет возможность обеспечить индивидуальной работой за компьютером до десяти учащихся, не превышая санитарно-гигиенические нормы работы младших школьников за компьютером. Апробация уже разработанных экспериментальных электронных программно-методических комплексов для начальной школы в школах Сибирского региона подтвердила предположения ученых об эффективности применения новых информационных технологий в начальном образовании. Библиографический список
А.В. Молокова, ведущий научный сотрудник Сибирского института образовательных технологий Российской академии образования, кандидат педагогических наук, г. Новосибирск
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |