Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура современного педагога Данная конференция продолжает сложившуюся в области традицию проведения в апреле месяце ежегодных научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам повышения качества воспитательно-образовательного процесса, его гуманизации и гуманитаризации. В предстоящем учебном году областной проблемой для проведения конференции будет «Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура современного педагога».
ОБЩАЯ СХЕМА-АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:
1.Выявление имеющегося в коллективе учреждения образования опыта, его предварительная оценка под углом зрения технологичности, составление плана участия образовательного учреждения в научно-практической разработке указанной проблемы.
2.Проведение в конкретном образовательном учреждении педагогических советов, других мероприятий (проблемных семинаров, круглых столов с участием специалистов НИПКиПРО) с целью теоретического, научно-педагогического обогащения выдвинутых к разработке идей, подходов, форм и методов экспериментальной работы.
3. Апробация идей технологизации учебно-воспитательного процесса на уровне районных мероприятий, фиксирующих степень опытно-практической и методической проработки осваиваемых и развиваемых технологий; рекомендовать авторов лучших докладов и сообщений для участия в Областной научно-практической конференции 22—23 апреля 1999 года.
4. Проведение конференции в НИПКиПРО, подготовка рекомендаций, отражающих уровень решения поставленных научно-методических проблем.
5. Внедрение прошедших апробацию идей в практику работы учреждений образования Новосибирской области.
В настоящее время, в условиях все более возрастающих требований к качеству школьного, дополнительного и профессионального образования, возникает острая необходимость в надежных, научно-обоснованных и проверенных на практике технологиях.
Знание современных педагогических технологии, владение ими является сегодня одним из условий эффективности профессиональной деятельности учителя, показателем уровня его профессионализма. Вместе с тем, технологичность в работе — немаловажный критерий готовности учителя к аттестации на первую и высшую квалификационные категории.
Известно, что понятие «технология» заимствовано педагогической наукой и практикой их технологических областей профессиональной деятельности человека, где оно означает, по существу дела, четко разработанный и неукоснительно выполняемый порядок действий, гарантирующих получение продукции строго определенного качества, с предельно точно обозначенными характеристиками и параметрами. Поэтому «технологичность» означает, прежде всего, эффективность, гарантируемость результата, его воспроизводимость при соблюдении необходимых условий и обозначенной логики педагогических действий.
В настоящее время в сфере образования наблюдается своеобразный технологический прорыв в сферу проектирования образовательно-воспитательного процесса, его осуществления и оценки.
Вот несколько определений педагогической технологии:
? Педагогическая технология — законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата.
? Педагогическая технология — упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Как видим, главным при знаком технологичности в организации учебно-воспитательного процесса является наличие предельно жестких требований к формулировке целей, задач, ориентация на получение гарантируемого результата и воспроизводимость технологизируемого процесса.
Технологический подход в организации обучения и вое питания детей — веление времени. В нынешних социально-экономических условиях ориентация на гарантируемый и четко обозначенный результат — важнейший признак высокой профессиональной культуры учителя, его соответствие требованиям социального заказа. Однако разработка и реализация технологического подхода в области образования осложняется многоэлементностью учебно-воспитательного процесса, влиянием личностного фактора, опасностью «слепого копирования» технологически отработанного опыта, невольным исключением научно- психологических и общедидактических оснований профессионально-педагогических действий и др.
Исходя из вышеизложенного в контексте разработки областной научно-методической проблемы «Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура современного педагога» можно обозначить ряд следующих примерных тем, обсуждение которых можно рекомендовать на общешкольных, районных и городских конференциях, семинарах, круглых столах, педагогических чтениях, проводимых в ходе подготовки к областной конференции:
? «Технологичность в управлении образовательным процессом».
? «Технологичность образовательного процесса. Что это? Ограничение инициативы учителя или основа творческой поисковой деятельности?».
? «Педагогическая технология — путь повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса?».
? «Критерии технологичности образовательного процесса и их использование в оценке профессионализма современного педагога».
? «Технологичность в организации образовательного процесса».
? «Качество образовательно-воспитательного процесса. Критерии оценки. Технология измерения».
? «Роль субъективно-личностного фактора в создании и воспроизведении педагогических технологий».
? «Диагностическое оснащение современного учителя — предпосылка его профессионализма».
? «Технологический подход и его реализации в системе повышения квалификации учителя. Критерии качества и эффективности непрерывного последипломного образования учителя. Квалиметрия как проблема измерения качества непрерывного профессионального образования учителя».
Секции конференции будут сформированы на основе поступивших от учителей и ученых заявок на участие. Развернутые рекомендации по подготовке к конференции имеются в библиотеке НИПКиПРО.
Кафедры НИПКиПРО, методические службы отделов и подразделений предлагают вам научно-методические консультации по подготовке к участию в областной научно-практической конференции «Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура современного педагога».
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |