Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура современного педагога

 Данная конференция про­должает сложившуюся в об­ласти традицию проведения в апреле месяце ежегодных научно-практических конфе­ренций, посвященных акту­альным проблемам повыше­ния качества воспитательно-образовательного процесса, его гуманизации и гуманита­ризации. В предстоящем учебном году областной проблемой для проведения конференции будет «Техно­логичность образовательно­го процесса и профессио­нальная культура современ­ного педагога».
 
 
ОБЩАЯ СХЕМА-АЛГОРИТМ ПОД­ГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:
1.Выявление имеющегося в коллективе учрежде­ния образования опыта, его предварительная оценка под углом зре­ния технологичности, со­ставление плана участия образовательного уч­реждения в научно-практической разработ­ке указанной пробле­мы.
2.Проведение в конкрет­ном образовательном учреждении педагоги­ческих советов, других мероприятий (проблем­ных семинаров, круглых столов с участием спе­циалистов НИПКиПРО) с целью теоретического, научно-педагогического обогащения выдвину­тых к разработке идей, подходов, форм и мето­дов экспериментальной работы.
3. Апробация идей технологизации учебно-вос­питательного процесса на уровне районных ме­роприятий, фиксирую­щих степень опытно-практической и методи­ческой проработки ос­ваиваемых и развивае­мых технологий; рекомендовать авторов луч­ших докладов и сооб­щений для участия в Областной научно-прак­тической конференции 22—23 апреля 1999 года.
4. Проведение конферен­ции в НИПКиПРО, подго­товка рекомендаций, отражающих уровень ре­шения поставленных научно-методических проблем.
5. Внедрение прошедших апробацию идей в прак­тику работы учрежде­ний образования Ново­сибирской области.
В настоящее время, в ус­ловиях все более возрас­тающих требований к ка­честву школьного, допол­нительного и профессио­нального образования, воз­никает острая необходи­мость в надежных, научно-обоснованных и проверен­ных на практике техноло­гиях.
Знание современных пе­дагогических технологии, владение ими является сегод­ня одним из условий эффек­тивности профессиональной деятельности учителя, пока­зателем уровня его профес­сионализма. Вместе с тем, технологичность в работе — немаловажный критерий го­товности учителя к аттеста­ции на первую и высшую квалификационные катего­рии.
Известно, что понятие «технология» заимствовано педагогической наукой и практикой их технологичес­ких областей профессио­нальной деятельности человека, где оно означает, по существу дела, четко разра­ботанный и неукоснительно выполняемый порядок дей­ствий, гарантирующих полу­чение продукции строго оп­ределенного качества, с пре­дельно точно обозначенны­ми характеристиками и па­раметрами. Поэтому «тех­нологичность» означает, прежде всего, эффектив­ность, гарантируемость ре­зультата, его воспроизводи­мость при соблюдении необ­ходимых условий и обозна­ченной логики педагогичес­ких действий.
В настоящее время в сфе­ре образования наблюдает­ся своеобразный технологи­ческий прорыв в сферу про­ектирования образователь­но-воспитательного процес­са, его осуществления и оценки.
Вот несколько определе­ний педагогической техноло­гии:
? Педагогическая техно­логия — законосооб­разная педагогическая деятельность, реализу­ющая научно-обосно­ванный проект дидакти­ческого процесса и обладающая высокой степенью эффектив­ности, надежности и гарантированности результата.
? Педагогическая техно­логия — упорядочен­ная совокупность дей­ствий, операций и про­цедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся услови­ях образовательного процесса. Как видим, главным при знаком технологичности в организации учебно-воспи­тательного процесса являет­ся наличие предельно жест­ких требований к формули­ровке целей, задач, ориента­ция на получение гарантируемого результата и воспроизводимость технологизируемого процесса.
Технологический подход в организации обучения и вое питания детей — веление времени. В нынешних социально-экономических условиях ориентация на гарантируемый и четко обозначенный результат — важнейший признак высокой професси­ональной культуры учителя, его соответствие требовани­ям социального заказа. Од­нако разработка и реализа­ция технологического подхо­да в области образования ос­ложняется многоэлементностью учебно-воспитательно­го процесса, влиянием лично­стного фактора, опасностью «слепого копирования» технологически отработанного опыта, невольным исключением научно- психологических и общедидактических основа­ний профессионально-педагогических действий и др.
Исходя из вышеизложенного в контексте разработ­ки областной научно-методической проблемы «Техно­логичность образовательного процесса и профессио­нальная культура современ­ного педагога» можно обозначить ряд следующих при­мерных тем, обсуждение которых можно рекомендовать на общешкольных, районных и городских конфе­ренциях, семинарах, круглых столах, педагогических чте­ниях, проводимых в ходе под­готовки к областной конференции:
? «Технологичность в уп­равлении образовательным процессом».
? «Технологичность образовательного процес­са. Что это? Ограничение инициативы учителя или основа творчес­кой поисковой дея­тельности?».
? «Педагогическая технология — путь повыше­ния эффективности образовательно-воспитательного процесса?».
? «Критерии технологичности образовательно­го процесса и их ис­пользование в оценке профессионализма современного педаго­га».
? «Технологичность в организации образо­вательного процесса».
? «Качество образова­тельно-воспитательно­го процесса. Критерии оценки. Технология из­мерения».
? «Роль субъективно-лич­ностного фактора в создании и воспроиз­ведении педагогичес­ких технологий».
? «Диагностическое ос­нащение современно­го учителя — предпо­сылка его профессио­нализма».
? «Технологический под­ход и его реализации в системе повышения квалификации учителя. Критерии качества и эффективности непре­рывного последиплом­ного образования учи­теля. Квалиметрия как проблема измерения качества непрерывно­го профессионального образования учителя».
Секции конференции бу­дут сформированы на осно­ве поступивших от учителей и ученых заявок на участие. Развернутые рекомендации по подготовке к конферен­ции имеются в библиотеке НИПКиПРО.
Кафедры НИПКиПРО, ме­тодические службы отделов и подразделений предлага­ют вам научно-методические консультации по подготовке к участию в областной науч­но-практической конферен­ции «Технологичность обра­зовательного процесса и профессиональная культура современного педагога».
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети