Вернуть к нормальной жизни

 Наша школа — в числе старейших в городе, созда­валась как школа слепых. Недавно мы отметили 70летие системы образования, а нашей школе — 65 лет. Она открылась в 1932 году.
Школа удостоена малой Золотой медали на выставке-ярмарке 1997 года за организацию работы по педагогической и медицинской реабилитации детей с нару­шением зрения.
 
Сегодня мы имеем 18 классов и 173 ученика. За эти годы сложился высококвалифицированный коллек­тив, одна треть которого учителя-тифлопедагоги, в педа­гогическом коллективе — три психолога. В настоящее время школа переживает ответственный этап — измене­ние содержания организации образовательного процесса, преобразования в направлениях медицинской реабилитации.
В связи с тем, что за пос­ледние 10 лет увеличилось количество учащихся со слож­ными зрительными дефекта­ми, имеющими, помимо слепоты и слабовидения, психи­ческие и физические нару­шения, связанные с врожденными формами зрительной патологии, вопросы медицин­ской реабилитации стали более актуальными. Основ­ную нагрузку в решении проблемы медицинской ре­абилитации несет медицинс­кая служба, в которую входят врач-офтальмолог, педиатр, психоневролог, стоматолог и медсестра. В школе имеется медицинский блок, оснащенный достаточной ап­паратурой для лечения, восстановления зрения. Мы старались следить за новинками в зарубежной и отечественной офтальмологии, в этом нам активно помогает фирма «Оптехцентр». Только за последние два года нами приобретено значительное количество современной аппаратуры.
Статистика заболеваний свидетельствует о сложных сочетательных формах плюс соматические заболевания. Акцент реабилитационной работы переносится на ком­плексное лечение и оздо­ровление, без которых не­возможна качественная кор­рекция зрительного дефекта. Цель комплексного лечения — это повышение остроты зрения, выработка бинокулярного зрения, профилактика осложнений, стабилизация патологических процессов.
В арсенале средств, ис­пользуемых в школе для ди­агностики и лечения детей, следующие: плеоптическое лечение, ортопедическое лечение, цветотестирование, физиолечение, медикамен­тозное (фибс, стекловидное тело, витамины группы «В», поливитамины, сосудорасши­ряющие препараты).
Необходимо отметить, что комплексное лечение наши дети получают в течение года 2—3 раза. Только 1 курс ме­дикаментозного лечения стоит 125 рублей плюс консер­вативное лечение 300—400 рублей.
Важным для восстановле­ния зрения является сбалан­сированное питание, оно у нас в интернате 5-разовое. В день питание одного уча­щегося обходится в 14 руб­лей. На оздоровление уча­щихся настроен режим рабо­ты школы: это 5-разовое пи­тание, 2—3 часовые прогул­ки, скорректированное рас­писание с учетом динамики работоспособности и утомляемости школьников, организация динамической паузы 30 минут, организация досу­га. Необходимо отметить большое количество твор­ческих коллективов, студий, которое удовлетворяет раз­нообразные интересы и лич­ностные потребности детей. Принимаем участие во всех спортивных соревнованиях.
Комплексный подход позволяет школе выбрать валеологию в качестве основно­го направления. Нам повез­ло, что по соседству с нами расположен филиал МНТК «Микрохирургии глаза», ко­торый помогает нам ради­кально решать задачи меди­цинской реабилитации на со­временном научном уровне. Многое строится на простых человеческих отношениях, и мы благодарны администра­ции, коллективу 18-й поликли­ники и 11-й больницы за про­явленное милосердие.
Результаты медицинской реабилитации не были бы ус­пешными без преемственно­сти в работе медиков и тиф­лопедагогов. Чтобы оста­ваться на современном уров­не развития, мы поддержи­ваем творческие связи с ка­федрой тифлопедагогики Санкт-Петербургского уни­верситета, Международного института «Семьи и ребен­ка» Рауля Валенберга, кафед­рой коррекционной педаго­гики нашего института повы­шения квалификации и пере­подготовки работников об­разования. В решении дан­ной проблемы мы видим ак­тивную роль семьи. Учим родителей и детей выстраи­вать собственную грамотную оздоровительную систему. Учитывая особенности не­зрячего и слабовидящего ре­бенка, мы не изолируем его от окружающей жизни (те­атр, общение). Все это дает определенные результаты. Нам удалось за последние три года продолжить обуче­ние 34 учащихся в массовой школе. Но вместе с тем, мы обеспокоены, что достигну­тые с трудом реабилитаци­онные результаты утрачива­ются ребенком после окон­чания школы, потому что от­сутствует реабилитационная система вне школы.
Мы готовы подумать о реабилитационном центре для нашей школы, но для его создания нужно много до­полнительных условий. Мы видим перспективы своего развития в дальнейшем со­вершенствовании комплекс­ного подхода в рамках ме­дико-педагогической реаби­литации. Нам необходимо воспитывать личность, спо­собную к саморазвитию и овладению стратегией ук­репления здоровья.
В 1994 году педагогичес­кий коллектив специальной школы-интерната № 39 для слабовидящих и слепых де­тей по-настоящему заду­мался о судьбе детей с про­блемами зрения, которые обучаются у нас и еще при­дут в школу. А таких в Ново­сибирске и области 15 тысяч (из 45% осмотренных).
Что мы можем сделать, чтобы выпускник уверенно чувствовал себя в сегодняш­них неординарных ситуаци­ях и тех условиях, которые ему предоставляет общество, то есть мог социально адап­тироваться (активно приспо­собиться к условиям новой социальной среды)?
Проанализировав состоя­ние реабилитационной рабо­ты в теории и на практике, определив уровень, на кото­ром находится коллектив, по­ставили цели и наметили эф­фективные пути работы по данному направлению:
1. Разработка програм­мы достижения элементар­ной реабилитации.
2.Создание условий для достижения элементарной реабилитации.
3.Психологический на­строй коллектива, курсовая переподготовка, аттестация педагогов, создание творчес­ких групп.
4.Улучшение научно-ме­тодического обеспечения.
Все это, а также измене­ние приоритетов целей об­разования настоятельно по­требовало реорганизации Процесса обучения, измене­ния его содержания за счет пересмотра учебного плана, создания пакета программ и технологий, способствующих индивидуализации обучения, введения новых предметов.
В этом педагогическом эк­сперименте мы встретили понимание и поддержку и главного, и районного управ­лений образования. Благода­ря этому нам уже сегодня удалось сделать следующее:
—в школе ведутся такие гуманитарные общеобразо­вательные предметы, как валеология, граждановедение, экономика и менеджмент, риторика, культура общения, изучение английского языка (со класса), информатика (с 7 класса);
—совместно с библиоте­кой для незрячих и слабови­дящих разработан проект программы «Язык открыва­ет мир».
В результате совместной работы медиков и педагогов достигается элементарная реабилитация:
? преодоление душевной депрессии;
? развитие мобильности;
? физическая закалка;
? овладение навыками ориентировки;
? самообслуживание;
? обучение чтению и письму по Брайлю;
? обучение рельефной и обычной машинописи;;
? развитие компенсаторных чувств;
? трудовая допрофессиональная подготовка (наши мастерские — это малое предприя­тие УПП ВОС).
В том числе мы решились на апробацию стандартов, главная цель которых:
1.Социальная реабили­тация и интеграция в обще­ство детей с проблемами зрения.
2.Достижение потенци­ально возможного уровня образованности со степе­нью и вариантом обучения.
 
И результаты не застави­ли нас долго ждать. Напри­мер, пятеро из наших учащихся наравне с учащимися массовых школ выдержали испытания и прошли три отборочных тура для поездки в Америку; в июне 1996 года слепой ученик получает диплом программиста, а в феврале 1997 года Золотую медаль на Енисейской Ярмарке; в мае 1997 года двое: учащихся поступили в педагогический университет, на отделения информатики и иностранного языка; танце­вальный коллектив учащихся принял участие в городском конкурсе, явился победите­тем на конкурсе детей-инвалидов и был награжден по­ездкой в санаторий; учащийся нашей школы стал лауреатом Международной детс­кой Сибириады, проходив­шей в июне 1997 года в Тюмени.
Мы считаем, что все это необходимо нашим детям для социально-психологической реабилитации, самостоятель­ной деятельности, активности в среде нормально развивающихся людей.
Кроме этого, мы постара­лись наполнить учебный план! предметами, имеющими валеологическое направление, коррекционно-развивающий характер. Они способствуют снятию психического и физи­ологического напряжения, утомления, развивают личность, это такие предметы, как танцетерапия, музыкотерапия, коррекция познава­тельной деятельности, лечебная физкультура, нетрадици­онный курс риторики, адап­тированный для наших детей.
Также предупреждению утомления способствует ис­пользование на уроках мо­бильных пауз или релаксаци­онных упражнений тренингов. Кроме того, после 3-го урока проводится 30-минут­ная пауза (всегда на откры­том воздухе), что особенно полезно для наших детей. В процессе обучения применя­ются специальные формы и методы, оборудование и тех­нические средства.
Проводится апробация психокоррекционных и психоразвивающих программ.
У нас сложные дети, по­этому для удовлетворения специальных образователь­ных потребностей учащихся мы применили четыре варианта учебного плана:
1вариант — цензовое об­разование;
2вариант — коррекционно-развивающее;
3вариант — компенсаторно-адаптационное;
4вариант — абилитационное обучение.
Вся коррекционно-валеологическая работа основана на качественной диагности­ке, которую обеспечивает медико-психолого-педагоческий консилиум. В него входят психологи, тифлопеда­гоги, медицинские работни­ки.
На первой медицинской ступени проводится оценка зрения, уточнение диагноза, фиксирование в медицинских картах и выработка офталь­мологических рекомендаций для педагогов и родителей, дается характеристика сома­тического здоровья и наме­чаются пути оздоровления детей.
Вторая ступень — психо­логическая. Здесь осуществ­ляется определение актуального развития ребенка, про­гнозирование зоны его бли­жайшего развития и разработка индивидуальной психолого-коррекционной про­граммы на основе всех этих сведений.
Третья ступень — диагно­стическая. На ней проводятся уточнение уровня готовности к обучению; определение уровня развития, базовых на­выков (памяти, мышления, речи); сформированности общеучебных навыков и вы­бор учебных программ; школьной мотивации; уров­ня воспитанности, адаптации, коммуникативности; уровня подготовки учащихся к усво­ению программ неполной средней школы; определе­ние оптимальных условий организации учебно-воспи­тательного процесса.
Это позволяет части детей достичь стандарта зрячего ребенка и успешно интегри­ровать в массовую школу.
Коррекционно-валеоло­гическую работу учителей умело продолжают воспита­тели, осуществляя коррек­цию интеллектуальных и эмоциональных особеннос­тей личности ребенка через различные сферы деятель­ности.
Вся эта работа ведется в динамике, происходит отсле­живание результатов, кор­рекция индивидуальных про­грамм, наблюдение успеш­ности ребенка, построение индивидуальной работы на основе позитивной психоло­гии и педагогики, позволяю­щей раскрыть способности детей.
Наши выпускники получа­ют специальное образование, высшее: учатся в педагоги­ческом университете, торго­вой академии, педколледже, медицинском училище (мас­саж). И все это благодаря тому, что «дефект не стал тормозом, а стал импульсом и обеспечил развитие...» (Выготский).
Надо отметить, что наши дети охотно выбирают педа­гогические профессии и уже пятеро работают учителями нашей школы. Наверное, это свидетельство того, что у нас в школе теплая, развивающая, гуманная среда, в которой уютно и хорошо нам всем.
К сожалению, возникают сложности с трудоустрой­ством учеников, которые пос­ле школы идут на производ­ство, но это, наверное, обще­государственная проблема.
Школа становится базо­вым общеобразовательным учреждением, центром реа­билитационной и методичес­кой работы, в котором тру­дятся квалифицированные кадры: 7 тифлопедагогов, 60% учителей аттестованы на высшую, 1, 2 категории. Наши педагоги способны объединить вокруг себя спе­циалистов из других про­фильных учреждений.
Высокую оценку школа получила на научно-практи­ческом совете Министерства общего и профессионально­го образования в октябре 1996 года, семь докладов пе­дагогов школы были подго­товлены и прочитаны на сек­ции тифлопедагогов «Валеологизация процесса обуче­ния» к 100-летию Выготско­го в Новосибирском институ­те повышения квалификации и переподготовки работни­ков образования в декабре 1996 года. Даны открытые уроки по коррекции позна­вательной деятельности для воспитателей и тифлопедаго­гов специализированных дет­ских садов.
Я считаю, что для большей эффективности, необходима ранняя социальная адаптация, коррекционно-реабилитационная, валеологическая рабо­та еще в раннем детстве. Тогда успешней будет осу­ществляться процесс интег­рации детей в обществе.
Поэтому мы приступили к реализации плана по созданию школы-центра реабили­тационной и методической работы.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети