Вернуть к нормальной жизни Наша школа — в числе старейших в городе, создавалась как школа слепых. Недавно мы отметили 70летие системы образования, а нашей школе — 65 лет. Она открылась в 1932 году.
Школа удостоена малой Золотой медали на выставке-ярмарке 1997 года за организацию работы по педагогической и медицинской реабилитации детей с нарушением зрения.
Сегодня мы имеем 18 классов и 173 ученика. За эти годы сложился высококвалифицированный коллектив, одна треть которого учителя-тифлопедагоги, в педагогическом коллективе — три психолога. В настоящее время школа переживает ответственный этап — изменение содержания организации образовательного процесса, преобразования в направлениях медицинской реабилитации.
В связи с тем, что за последние 10 лет увеличилось количество учащихся со сложными зрительными дефектами, имеющими, помимо слепоты и слабовидения, психические и физические нарушения, связанные с врожденными формами зрительной патологии, вопросы медицинской реабилитации стали более актуальными. Основную нагрузку в решении проблемы медицинской реабилитации несет медицинская служба, в которую входят врач-офтальмолог, педиатр, психоневролог, стоматолог и медсестра. В школе имеется медицинский блок, оснащенный достаточной аппаратурой для лечения, восстановления зрения. Мы старались следить за новинками в зарубежной и отечественной офтальмологии, в этом нам активно помогает фирма «Оптехцентр». Только за последние два года нами приобретено значительное количество современной аппаратуры.
Статистика заболеваний свидетельствует о сложных сочетательных формах плюс соматические заболевания. Акцент реабилитационной работы переносится на комплексное лечение и оздоровление, без которых невозможна качественная коррекция зрительного дефекта. Цель комплексного лечения — это повышение остроты зрения, выработка бинокулярного зрения, профилактика осложнений, стабилизация патологических процессов.
В арсенале средств, используемых в школе для диагностики и лечения детей, следующие: плеоптическое лечение, ортопедическое лечение, цветотестирование, физиолечение, медикаментозное (фибс, стекловидное тело, витамины группы «В», поливитамины, сосудорасширяющие препараты).
Необходимо отметить, что комплексное лечение наши дети получают в течение года 2—3 раза. Только 1 курс медикаментозного лечения стоит 125 рублей плюс консервативное лечение 300—400 рублей.
Важным для восстановления зрения является сбалансированное питание, оно у нас в интернате 5-разовое. В день питание одного учащегося обходится в 14 рублей. На оздоровление учащихся настроен режим работы школы: это 5-разовое питание, 2—3 часовые прогулки, скорректированное расписание с учетом динамики работоспособности и утомляемости школьников, организация динамической паузы 30 минут, организация досуга. Необходимо отметить большое количество творческих коллективов, студий, которое удовлетворяет разнообразные интересы и личностные потребности детей. Принимаем участие во всех спортивных соревнованиях.
Комплексный подход позволяет школе выбрать валеологию в качестве основного направления. Нам повезло, что по соседству с нами расположен филиал МНТК «Микрохирургии глаза», который помогает нам радикально решать задачи медицинской реабилитации на современном научном уровне. Многое строится на простых человеческих отношениях, и мы благодарны администрации, коллективу 18-й поликлиники и 11-й больницы за проявленное милосердие.
Результаты медицинской реабилитации не были бы успешными без преемственности в работе медиков и тифлопедагогов. Чтобы оставаться на современном уровне развития, мы поддерживаем творческие связи с кафедрой тифлопедагогики Санкт-Петербургского университета, Международного института «Семьи и ребенка» Рауля Валенберга, кафедрой коррекционной педагогики нашего института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В решении данной проблемы мы видим активную роль семьи. Учим родителей и детей выстраивать собственную грамотную оздоровительную систему. Учитывая особенности незрячего и слабовидящего ребенка, мы не изолируем его от окружающей жизни (театр, общение). Все это дает определенные результаты. Нам удалось за последние три года продолжить обучение 34 учащихся в массовой школе. Но вместе с тем, мы обеспокоены, что достигнутые с трудом реабилитационные результаты утрачиваются ребенком после окончания школы, потому что отсутствует реабилитационная система вне школы.
Мы готовы подумать о реабилитационном центре для нашей школы, но для его создания нужно много дополнительных условий. Мы видим перспективы своего развития в дальнейшем совершенствовании комплексного подхода в рамках медико-педагогической реабилитации. Нам необходимо воспитывать личность, способную к саморазвитию и овладению стратегией укрепления здоровья.
В 1994 году педагогический коллектив специальной школы-интерната № 39 для слабовидящих и слепых детей по-настоящему задумался о судьбе детей с проблемами зрения, которые обучаются у нас и еще придут в школу. А таких в Новосибирске и области 15 тысяч (из 45% осмотренных).
Что мы можем сделать, чтобы выпускник уверенно чувствовал себя в сегодняшних неординарных ситуациях и тех условиях, которые ему предоставляет общество, то есть мог социально адаптироваться (активно приспособиться к условиям новой социальной среды)?
Проанализировав состояние реабилитационной работы в теории и на практике, определив уровень, на котором находится коллектив, поставили цели и наметили эффективные пути работы по данному направлению:
1. Разработка программы достижения элементарной реабилитации.
2.Создание условий для достижения элементарной реабилитации.
3.Психологический настрой коллектива, курсовая переподготовка, аттестация педагогов, создание творческих групп.
4.Улучшение научно-методического обеспечения.
Все это, а также изменение приоритетов целей образования настоятельно потребовало реорганизации Процесса обучения, изменения его содержания за счет пересмотра учебного плана, создания пакета программ и технологий, способствующих индивидуализации обучения, введения новых предметов.
В этом педагогическом эксперименте мы встретили понимание и поддержку и главного, и районного управлений образования. Благодаря этому нам уже сегодня удалось сделать следующее:
—в школе ведутся такие гуманитарные общеобразовательные предметы, как валеология, граждановедение, экономика и менеджмент, риторика, культура общения, изучение английского языка (со 2 класса), информатика (с 7 класса);
—совместно с библиотекой для незрячих и слабовидящих разработан проект программы «Язык открывает мир».
В результате совместной работы медиков и педагогов достигается элементарная реабилитация:
? преодоление душевной депрессии;
? развитие мобильности;
? физическая закалка;
? овладение навыками ориентировки;
? самообслуживание;
? обучение чтению и письму по Брайлю;
? обучение рельефной и обычной машинописи;;
? развитие компенсаторных чувств;
? трудовая допрофессиональная подготовка (наши мастерские — это малое предприятие УПП ВОС).
В том числе мы решились на апробацию стандартов, главная цель которых:
1.Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с проблемами зрения.
2.Достижение потенциально возможного уровня образованности со степенью и вариантом обучения.
И результаты не заставили нас долго ждать. Например, пятеро из наших учащихся наравне с учащимися массовых школ выдержали испытания и прошли три отборочных тура для поездки в Америку; в июне 1996 года слепой ученик получает диплом программиста, а в феврале 1997 года Золотую медаль на Енисейской Ярмарке; в мае 1997 года двое: учащихся поступили в педагогический университет, на отделения информатики и иностранного языка; танцевальный коллектив учащихся принял участие в городском конкурсе, явился победитетем на конкурсе детей-инвалидов и был награжден поездкой в санаторий; учащийся нашей школы стал лауреатом Международной детской Сибириады, проходившей в июне 1997 года в Тюмени.
Мы считаем, что все это необходимо нашим детям для социально-психологической реабилитации, самостоятельной деятельности, активности в среде нормально развивающихся людей.
Кроме этого, мы постарались наполнить учебный план! предметами, имеющими валеологическое направление, коррекционно-развивающий характер. Они способствуют снятию психического и физиологического напряжения, утомления, развивают личность, это такие предметы, как танцетерапия, музыкотерапия, коррекция познавательной деятельности, лечебная физкультура, нетрадиционный курс риторики, адаптированный для наших детей.
Также предупреждению утомления способствует использование на уроках мобильных пауз или релаксационных упражнений тренингов. Кроме того, после 3-го урока проводится 30-минутная пауза (всегда на открытом воздухе), что особенно полезно для наших детей. В процессе обучения применяются специальные формы и методы, оборудование и технические средства.
Проводится апробация психокоррекционных и психоразвивающих программ.
У нас сложные дети, поэтому для удовлетворения специальных образовательных потребностей учащихся мы применили четыре варианта учебного плана:
1вариант — цензовое образование;
2вариант — коррекционно-развивающее;
3вариант — компенсаторно-адаптационное;
4вариант — абилитационное обучение.
Вся коррекционно-валеологическая работа основана на качественной диагностике, которую обеспечивает медико-психолого-педагоческий консилиум. В него входят психологи, тифлопедагоги, медицинские работники.
На первой медицинской ступени проводится оценка зрения, уточнение диагноза, фиксирование в медицинских картах и выработка офтальмологических рекомендаций для педагогов и родителей, дается характеристика соматического здоровья и намечаются пути оздоровления детей.
Вторая ступень — психологическая. Здесь осуществляется определение актуального развития ребенка, прогнозирование зоны его ближайшего развития и разработка индивидуальной психолого-коррекционной программы на основе всех этих сведений.
Третья ступень — диагностическая. На ней проводятся уточнение уровня готовности к обучению; определение уровня развития, базовых навыков (памяти, мышления, речи); сформированности общеучебных навыков и выбор учебных программ; школьной мотивации; уровня воспитанности, адаптации, коммуникативности; уровня подготовки учащихся к усвоению программ неполной средней школы; определение оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Это позволяет части детей достичь стандарта зрячего ребенка и успешно интегрировать в массовую школу.
Коррекционно-валеологическую работу учителей умело продолжают воспитатели, осуществляя коррекцию интеллектуальных и эмоциональных особенностей личности ребенка через различные сферы деятельности.
Вся эта работа ведется в динамике, происходит отслеживание результатов, коррекция индивидуальных программ, наблюдение успешности ребенка, построение индивидуальной работы на основе позитивной психологии и педагогики, позволяющей раскрыть способности детей.
Наши выпускники получают специальное образование, высшее: учатся в педагогическом университете, торговой академии, педколледже, медицинском училище (массаж). И все это благодаря тому, что «дефект не стал тормозом, а стал импульсом и обеспечил развитие...» (Выготский).
Надо отметить, что наши дети охотно выбирают педагогические профессии и уже пятеро работают учителями нашей школы. Наверное, это свидетельство того, что у нас в школе теплая, развивающая, гуманная среда, в которой уютно и хорошо нам всем.
К сожалению, возникают сложности с трудоустройством учеников, которые после школы идут на производство, но это, наверное, общегосударственная проблема.
Школа становится базовым общеобразовательным учреждением, центром реабилитационной и методической работы, в котором трудятся квалифицированные кадры: 7 тифлопедагогов, 60% учителей аттестованы на высшую, 1, 2 категории. Наши педагоги способны объединить вокруг себя специалистов из других профильных учреждений.
Высокую оценку школа получила на научно-практическом совете Министерства общего и профессионального образования в октябре 1996 года, семь докладов педагогов школы были подготовлены и прочитаны на секции тифлопедагогов «Валеологизация процесса обучения» к 100-летию Выготского в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в декабре 1996 года. Даны открытые уроки по коррекции познавательной деятельности для воспитателей и тифлопедагогов специализированных детских садов.
Я считаю, что для большей эффективности, необходима ранняя социальная адаптация, коррекционно-реабилитационная, валеологическая работа еще в раннем детстве. Тогда успешней будет осуществляться процесс интеграции детей в обществе.
Поэтому мы приступили к реализации плана по созданию школы-центра реабилитационной и методической работы.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |