Наука добрая и строгая. Технология реализации экологического образования Каждый должен понять, что биосфера, производство, общество — это единое целое Проблема заключается в отсутствии формирования экологического сознания на первых ступенях школьного обучения, что существенно затрудняет воспитание у учеников старших классов позиции рационального природопользователя.
Возрастающая смертность людей, сокращение рождаемости, возникновение изменений в генетическом фонде сказывается на судьбах людей. Спасение человека как биологического вида от деградации или вымирания зависит от понимания полной сопричастности с природой, подверженности человека действию экологических и общебиологических законов, на которые наслоены социальные отношения и общественные законы. Экологическое мышление предполагает сотрудничество с природой без катастрофических последствий.
Осмысление своего места и роли в природе должно произойти у каждого человека как можно раньше. Маленькому ребенку необходимо показать весь спектр ответных реакций живого мира на вмешательство человека в функционирование законов природы. При этом у каждого ученика должна присутствовать самооценка своих действий. Решение относительно своих действий должно быть принято не только на основе практического, но и теоретического опыта. Естественно, что разумное решение может быть принято только при условии, что ученик владеет достаточным информационным банком основных экологических понятий и законов, а также обладает экспериментальными навыками и приемами исследовательской деятельности.
На сегодняшний день наука! экология становится отчасти! даже модной. С ней связывают и охрану окружающей среды от загрязнения, и рациональное землепользование, и определение цен на воду и землю, и обеспечение людей продуктами питания и т. д. Экология стала собирательным понятием о происходящих и грядущих последствиях изменения человеком окружающей! среды. Понятие «экология» становится все более неопределенным: так, его распространяют не только на отношения человека с окружающей средой (что отчасти истинно), но и на такие сферы, как музыка, культура, слово. В этом смысле весь акцент переносят на составную часть экологии — «биоэкологию».
Введение предмета экология в учебные программы школ и вузов получило широкое распространение. В настоящее время существует много различных методик изучения этого курса. Одним из их главных недостатков является! то, что они разработаны уже для взрослых людей, чья жизненная позиция сформирована, и для ее изменения требуются дополнительные усилия. Другим недостатком, на мой взгляд, можно считать «широкое понимание» этого курса. Экология — это наука, имеющая конкретный предмет и методы исследования. У школьной экологии своя специфика, но она ни в коей мере не должна выходить за рамки строгой научной дисциплины экологии. Фундаментальная экология на современном уровне имеет своей задачей разработку теории функционирования экологических систем. Это позволит моделировать все возможные последствия вмешательства человека в действие законов природы, создать концепцию устойчивости и стабильности экологических систем.
Цели экологического образования в школе-лицее № 9
ВЫРАБОТКА универсального концептуального и языкового аппарата у учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ у учащихся экологического информационного банка понятий и явлений.
РАЗВИТИЕ экспериментальных навыков и приемов исследовательской деятельности в области экологии.
ОСВОЕНИЕ приемов системного анализа, обусловленное комплексным характером объекта исследования (биологического явления); необходимость введения структурных составляющих и выделения взаимообусловленных и взаимовлияющих процессов.
На основе синтеза биологической и социальной сущности человека ФОРМИРОВАНИЕ позиции рационального природопользователя (рационального не с позиции человека, а с позиции всего живого).
ОСМЫСЛЕНИЕ основных экологических понятий и явлений, таких как: биологическое разнообразие, среда обитания, круговорот энергии и вещества, трофические цепи, биогеоценоз, функционирование экосистем, взаимодействие, моделирование, прогноз и другие.
ОБУЧЕНИЕ теоретическому моделированию функционирования экологических систем, а также последствий вмешательства человека в биогеоценозы.
СОСТАВЛЕНИЕ экологических прогнозов и оценок последствий преобразования природных систем.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный процесс в школе-лицее № 9 включает, помимо предметов основного базисного уровня, спецкурсы двух направлений: углубленного и развивающего. Немаловажно отметить, учитывая экономическую ситуацию в стране в целом и в системе школьного образования в частности, что администрация школы-лицея № 9 не перекладывает материальные затраты по организации работы этих спецкурсов на плечи родителей учеников, как это делается в большинстве образовательных учреждениях. С другой стороны, администрация смогла организовать высокий профессиональный уровень работы этих специальных курсов: его преподаватели в своем большинстве имеют высокий научный статус, подтвержденный научными степенями кандидатов и докторов наук. Например, курс «Основы экологии» для 10 классов разработан и проводится доктором биологических наук института систематики и эволюции животных СО РАН А. Харитоновым. Курс «Экологическая химия» для 9 классов разработан и проводится кандидатом биологических наук Института почвоведения и агрохимии СО РАН В. Барсуковой. В рамках обучающего семинара, проводимого институтом повышения квалификации работников образования, курс «Экологической химии» был представлен учителям Новосибирской области и получил высокую оценку. Заслуженным учителем России С. Лариковой разработан и проводится спецкурс для старшеклассников «Биосфера», кандидатом педагогических наук сотрудником Новосибирского медицинского института
С. Борисовой — спецкурс «Физиология и анатомия человека».
Раскрытие перед учениками не только биологической, но и социальной сущности человека, показ всей сложности и опосредованности действия законов природы и законов общества осуществляется также посредством кружковой и факультативной работы. Огромная заслуга учителя биологии В. Безручко в организации работы факультативов по «Основам фитоценологии», «Экологической зоологии», а также проведении таких внеклассных мероприятий как «Экологическое лото», эковикторины, КВНЫ на экологические темы и др.
На мой взгляд, введение в младшей школе курса «Пропедевтика экологии» позволит посредством игровых ситуаций ввести детей в сложный мир взаимоотношений живых организмов между собой и окружающим миром. Подтверждением этой мысли служат уже имеющиеся наработки: в настоящий момент в школе-лицее № 9 в начальных классах учителя работают по пособиям Л. Н. Ердакова «Звери у себя дома», А. А. Плешакова «Экология для младших школьников». Ученики 5—6 классов, используя материалы этих пособий, осуществляют шефство над малышами, используя элементы театральной постановки в своих агитбригадах. Воспитание бережного отношения к окружающему миру необходимо начинать со знакомства учеников со своим организмом, с формирования норм здорового образа жизни. С этой позиции видим огромный смысл в введении валеологического образования в начальной школе. Подтверждают этот вывод результаты работы имеющегося в школе, развивающего спецкурса «Валеология» для более взрослых школьников.
В заключение остановлюсь на двух позициях: межпредметные связи и компьютерное моделирование функционирования экологических систем, требующих при реализации высокопрофессиональной основы. Обязательное условие развития экологического сознания — это постоянное практическое подтверждение правильности выбранного решения. Этого можно достичь, используя межпредметные связи, возможности которых поистине безграничны. Это и изобразительное искусство, и география, и иностранные языки, думаю, что не ошибусь, если скажу, что нет ни одного предмета школьного курса, в котором ученики не смогли бы отыскать сопричастности человека и природы. В этом аспекте неоценимую помощь могли бы оказать семинары по обмену опытом экологического образования школьников. Цели, сформулированные для средней и старшей ступени обучения, невозможно будет осуществить без развития у детей навыков работы на компьютере. Моделирование функционирования экосистем, последствий вмешательства человека в экосистемы, составление экологических прогнозов возможно только на основе базы, которая будет развиваться по программам, разработанным на занятиях по информатике. К сожалению, опыта работы в этой области экологических знаний на настоящее время недостаточно в целом во всей системе школьного экологического образования.
Разрешение противоречий между использованием жизненного пространства и сохранением его в оптимальном состоянии должно стать смыслом как теоретической, так и практической деятельности учеников. Общеизвестной истиной является то, что большое и серьезное дело легче осуществить всем миром. Поэтому, создание единого Центра школьного экологического образования в г. Новосибирске было бы огромным подспорьем в координации деятельности, как педагогов, так и научных сотрудников, занимающихся развитием экологического сознания у школьников.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |