Наука добрая и строгая. Технология реализации экологического образования

 Каждый должен понять, что биосфера, производство, общество — это единое целое Проблема заключается в от­сутствии формирования экологического сознания на пер­вых ступенях школьного обучения, что существенно затруд­няет воспитание у учеников старших классов позиции ра­ционального природопользователя.
Возрастающая смертность людей, сокращение рождае­мости, возникновение измене­ний в генетическом фонде ска­зывается на судьбах людей. Спасение человека как биоло­гического вида от деградации или вымирания зависит от пони­мания полной сопричастности с природой, подверженности человека действию экологи­ческих и общебиологических законов, на которые наслоены социальные отношения и об­щественные законы. Экологи­ческое мышление предпола­гает сотрудничество с приро­дой без катастрофических по­следствий.
Осмысление своего места и роли в природе должно про­изойти у каждого человека как можно раньше. Маленькому ребенку необходимо показать весь спектр ответных реакций живого мира на вмешатель­ство человека в функциониро­вание законов природы. При этом у каждого ученика дол­жна присутствовать самооцен­ка своих действий. Решение относительно своих действий должно быть принято не толь­ко на основе практического, но и теоретического опыта. Ес­тественно, что разумное ре­шение может быть принято только при условии, что ученик владеет достаточным инфор­мационным банком основных экологических понятий и законов, а также обладает экспериментальными навыками и приемами исследовательской деятельности.
На сегодняшний день наука! экология становится отчасти! даже модной. С ней связыва­ют и охрану окружающей среды от загрязнения, и рацио­нальное землепользование, и определение цен на воду и землю, и обеспечение людей продуктами питания и т. д. Экология стала собирательным понятием о происходящих и грядущих последствиях изменения человеком окружающей! среды. Понятие «экология» становится все более неопре­деленным: так, его распространяют не только на отноше­ния человека с окружающей средой (что отчасти истинно), но и на такие сферы, как му­зыка, культура, слово. В этом смысле весь акцент переносят на составную часть экологии — «биоэкологию».
Введение предмета экология в учебные программы школ и вузов получило широкое распространение. В на­стоящее время существует много различных методик изу­чения этого курса. Одним из их главных недостатков является! то, что они разработаны уже для взрослых людей, чья жиз­ненная позиция сформирова­на, и для ее изменения требу­ются дополнительные усилия. Другим недостатком, на мой взгляд, можно считать «широкое понимание» этого курса. Экология — это наука, имеющая конкретный предмет и методы исследования. У школьной экологии своя специфика, но она ни в коей мере не должна выходить за рамки стро­гой научной дисциплины эко­логии. Фундаментальная экология на современном уровне имеет своей задачей разработ­ку теории функционирования экологических систем. Это позволит моделировать все воз­можные последствия вмеша­тельства человека в действие законов природы, создать концепцию устойчивости и ста­бильности экологических сис­тем.
 
Цели экологического образования в школе-лицее № 9
 
ВЫРАБОТКА универсального концептуального и языкового аппарата у учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ у уча­щихся экологического инфор­мационного банка понятий и явлений.
РАЗВИТИЕ эксперимен­тальных навыков и приемов исследовательской деятельности в области экологии.
ОСВОЕНИЕ приемов сис­темного анализа, обусловленное комплексным характером объекта исследования (биологи­ческого явления); необходи­мость введения структурных со­ставляющих и выделения взаимообусловленных и взаимовлияющих процессов.
На основе синтеза биоло­гической и социальной сущно­сти человека ФОРМИРОВАНИЕ позиции рационального природопользователя (рационального не с позиции человека, а с по­зиции всего живого).
ОСМЫСЛЕНИЕ основных экологических понятий и явле­ний, таких как: биологическое разнообразие, среда обитания, круговорот энергии и вещества, трофические цепи, биогеоценоз, функционирование экосистем, взаимодействие, моделирование, прогноз и другие.
ОБУЧЕНИЕ теоретическому моделированию функциони­рования экологических систем, а также последствий вмешательства человека в биогеоценозы.
СОСТАВЛЕНИЕ экологи­ческих прогнозов и оценок по­следствий преобразования при­родных систем.
 
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Учебный процесс в школе-ли­цее № 9 включает, помимо предметов основного базисно­го уровня, спецкурсы двух на­правлений: углубленного и раз­вивающего. Немаловажно от­метить, учитывая экономичес­кую ситуацию в стране в целом и в системе школьного образо­вания в частности, что админис­трация школы-лицея № 9 не пе­рекладывает материальные зат­раты по организации работы этих спецкурсов на плечи ро­дителей учеников, как это де­лается в большинстве образо­вательных учреждениях. С дру­гой стороны, администрация смогла организовать высокий профессиональный уровень ра­боты этих специальных курсов: его преподаватели в своем большинстве имеют высокий на­учный статус, подтвержденный научными степенями кандида­тов и докторов наук. Например, курс «Основы экологии» для 10 классов разработан и прово­дится доктором биологических наук института систематики и эволюции животных СО РАН А. Харитоновым. Курс «Экологи­ческая химия» для 9 классов разработан и проводится канди­датом биологических наук Ин­ститута почвоведения и агрохи­мии СО РАН В. Барсуковой. В рамках обучающего семинара, проводимого институтом повы­шения квалификации работни­ков образования, курс «Эколо­гической химии» был представ­лен учителям Новосибирской области и получил высокую оценку. Заслуженным учителем России С. Лариковой разрабо­тан и проводится спецкурс для старшеклассников «Биосфера», кандидатом педагогических наук сотрудником Новосибирс­кого медицинского института
С. Борисовой — спецкурс «Фи­зиология и анатомия человека».
Раскрытие перед учениками не только биологической, но и социальной сущности человека, показ всей сложности и опосредованности действия законов природы и законов общества осуществляется также посред­ством кружковой и факульта­тивной работы. Огромная зас­луга учителя биологии В. Безручко в организации работы факультативов по «Основам фи­тоценологии», «Экологической зоологии», а также проведении таких внеклассных мероприятий как «Экологическое лото», эковикторины, КВНЫ на экологичес­кие темы и др.
На мой взгляд, введение в младшей школе курса «Пропе­девтика экологии» позволит по­средством игровых ситуаций ввести детей в сложный мир взаимоотношений живых орга­низмов между собой и окру­жающим миром. Подтвержде­нием этой мысли служат уже имеющиеся наработки: в насто­ящий момент в школе-лицее № 9 в начальных классах учителя работают по пособиям Л. Н. Ердакова «Звери у себя дома», А. А. Плешакова «Экология для младших школьников». Учени­ки 5—6 классов, используя ма­териалы этих пособий, осуще­ствляют шефство над малыша­ми, используя элементы теат­ральной постановки в своих агитбригадах. Воспитание бе­режного отношения к окружа­ющему миру необходимо на­чинать со знакомства учеников со своим организмом, с форми­рования норм здорового обра­за жизни. С этой позиции ви­дим огромный смысл в введе­нии валеологического образо­вания в начальной школе. Под­тверждают этот вывод резуль­таты работы имеющегося в школе, развивающего спецкур­са «Валеология» для более взрослых школьников.
В заключение остановлюсь на двух позициях: межпред­метные связи и компьютерное моделирование функциониро­вания экологических систем, требующих при реализации вы­сокопрофессиональной основы. Обязательное условие развития экологического сознания — это постоянное практическое под­тверждение правильности выб­ранного решения. Этого мож­но достичь, используя межпред­метные связи, возможности которых поистине безграничны. Это и изобразительное искус­ство, и география, и иностран­ные языки, думаю, что не оши­бусь, если скажу, что нет ни од­ного предмета школьного кур­са, в котором ученики не смог­ли бы отыскать сопричастности человека и природы. В этом ас­пекте неоценимую помощь могли бы оказать семинары по обмену опытом экологическо­го образования школьников. Цели, сформулированные для средней и старшей ступени обучения, невозможно будет осуществить без развития у де­тей навыков работы на компь­ютере. Моделирование функ­ционирования экосистем, по­следствий вмешательства чело­века в экосистемы, составление экологических прогнозов воз­можно только на основе базы, которая будет развиваться по программам, разработанным на занятиях по информатике. К со­жалению, опыта работы в этой области экологических знаний на настоящее время недоста­точно в целом во всей системе школьного экологического об­разования.
Разрешение противоречий между использованием жиз­ненного пространства и сохра­нением его в оптимальном со­стоянии должно стать смыслом как теоретической, так и прак­тической деятельности учени­ков. Общеизвестной истиной является то, что большое и се­рьезное дело легче осуще­ствить всем миром. Поэтому, создание единого Центра школьного экологического об­разования в г. Новосибирске было бы огромным подспорь­ем в координации деятельности, как педагогов, так и научных сотрудников, занимающихся развитием экологического со­знания у школьников.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети